Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
видел борьбу противоположных сил и в экономической его основе. Однако, чтобы история могла служить делу развития общественного самосознания, делу вооружения трудя щихся опытом освободительной борьбы, нужно превра тить ее в науку, для чего прежде всего необходимо опре делить предмет ее исследования. Если историческая наука хочет быть действительно наукой, неоднократно заявлял критик, она должна изучать законы обществен ной жизни, тенденции ее развития, а не быть коллекци ей сырых фактов и занимательных картинок. История должна видеть, по мнению критика, жизнь и развитие человечества, изучать физиономию и характер различ ных эпох и народов. Стихийно-материалистические тенденции в понима нии Писаревым общественных явлений выражались не только в том, что он считал предметом исторической науки раскрытие объективных законов, проявляющихся через деятельность трудящихся масс, но и в том, как он понимал сущность и характер исторического процесса. В сочинениях его мы встречаем много мест, где он не решается отдать предпочтение сознанию перед бытием не только при оценке отдельных фактов и исторических событий, но даже в общественно-исторической концеп ции в целом. Так, Писарев заявлял, что беспрепятствен ное развитие всех физических, духовных, нравствен ных сил как отдельного человека, так и всего общества немыслимо без удовлетворения какой бы то ни было материальной потребности. Критик представлял себе всемирную историю как грандиозную картину борьбы трудового начала со все возможными стоящими на его пути препятствиями. Он твердо верил, что трудовое начало должно победить, ибо в противном случае человечество погибнет, растратив свои силы на праздную суету. Ведь труд, рассуждал он, —основа богатства и благосостояния общества, по тому что ценность каждого продукта определяется ко личеством затраченного на его создание труда. Труд есть источник общественного богатства. Кроме того, он составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем общест вом, на пользу которого направлен этот труд. Труд является тем основанием, на котором только и могут 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=