Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

видел борьбу противоположных сил и в экономической его основе. Однако, чтобы история могла служить делу развития общественного самосознания, делу вооружения трудя­ щихся опытом освободительной борьбы, нужно превра­ тить ее в науку, для чего прежде всего необходимо опре­ делить предмет ее исследования. Если историческая наука хочет быть действительно наукой, неоднократно заявлял критик, она должна изучать законы обществен­ ной жизни, тенденции ее развития, а не быть коллекци­ ей сырых фактов и занимательных картинок. История должна видеть, по мнению критика, жизнь и развитие человечества, изучать физиономию и характер различ­ ных эпох и народов. Стихийно-материалистические тенденции в понима­ нии Писаревым общественных явлений выражались не только в том, что он считал предметом исторической науки раскрытие объективных законов, проявляющихся через деятельность трудящихся масс, но и в том, как он понимал сущность и характер исторического процесса. В сочинениях его мы встречаем много мест, где он не решается отдать предпочтение сознанию перед бытием не только при оценке отдельных фактов и исторических событий, но даже в общественно-исторической концеп­ ции в целом. Так, Писарев заявлял, что беспрепятствен­ ное развитие всех физических, духовных, нравствен­ ных сил как отдельного человека, так и всего общества немыслимо без удовлетворения какой бы то ни было материальной потребности. Критик представлял себе всемирную историю как грандиозную картину борьбы трудового начала со все­ возможными стоящими на его пути препятствиями. Он твердо верил, что трудовое начало должно победить, ибо в противном случае человечество погибнет, растратив свои силы на праздную суету. Ведь труд, рассуждал он, —основа богатства и благосостояния общества, по­ тому что ценность каждого продукта определяется ко­ личеством затраченного на его создание труда. Труд есть источник общественного богатства. Кроме того, он составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем общест­ вом, на пользу которого направлен этот труд. Труд является тем основанием, на котором только и могут 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=