ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

тельное во фразеологически связанном значении характери­ зуется единичной (несерийной) сочетаемостью, и 2) словосочетания, в составе которых имя прилагательное во фразеологически связанном значении обладает серийном сочетаемостью. Некоторые ученые считают необходимым разделение фра зеологических сочетаний на указанные группы закрепить и терминологически: словосочетания с единичной сочетае­ мостью несвободного компонента определяются как фраземы (Н. Н. Амосова), однолитеральные фразеологические едини­ цы (А. В. Кунин), фразеологические сочетания (И. И. Чер нышева, А. В. Калинин, Л. Д. Бланк и др.), фразеологичс ские единицы, основанные на лексической или лексико-се мантической детерминации (В. Л. Архангельский), жестко­ устойчивые сочетания (Н. 3. Котелова), а словосочетания с серийной сочетаемостью несвободного компонента определя­ ются как фразеолоиды (Н. Н. Амосова), фразеологизиро- ванные словосочетания (И. И. Чернышева), фразеологиче­ ские единицы, основанные на избирательной детерминации (В. Л. Архангельский). В настоящей работе сочетания слов с несерийной сочетае­ мостью адъективного компонента терминологически опреде­ ляются как «несерийные фразеологические сочетания», а со­ четания слов с серийной сочетаемостью адъективного ком­ понента как «серийные фразеологические сочетания». Поскольку для обеих выделенных групп фразеологических сочетаний данного грамматического строения намечаются в целом ряде случаев тождественные способы фразообразова- ния, то представляется возможным говорить о способах их образования в общем плане, иллюстрируя теоретические по­ ложения примерами обеих групп, не оговаривая в каждом конкретном случае неоднородность фразеологических соче­ таний как особой категории фразеологических единиц рус­ ского языка. Фразеологические сочетания представляют собой устойчи­ вые образования. Взгляды исследователей сходятся на том, что устойчивость фразеологических сочетаний создается и подтверждается наличием в их составе фразеологически .свя­ занного компонента. Иными словами, фразеологическое со­ четание как таковое возникает тогда, когда у данной лекси­ ческой единицы (в пашем случае у имени прилагательного) развивается фразеологически связанное значение. Поскольку фразеологически связанное значение представ- 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=