ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

в . Г. П Е Ч Е Н К И Н А , Л . И. С П И Р И Д О Н О В А (Р о с т о в -н а -Д о н у ) СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ АДЪЕКТИВНО-СУБСТАНТИВНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИИ Природа и характер фразеологических единиц явились предметом пристального внимания отечественной филологи­ ческой науки. При этом изучение фразеологического материа­ ла русского языка шло от общего к частному, и на этом пути достигнуты значительные результаты. Среди многообразия и разнообразия проблем, вставших' перед исследователями, наиболее сложной и чрезвычайно интересной как в теорети­ ческом, так и в практическом плане является проблема фра- зообразования. Если исходить из той классификации фразеологических единиц, которая была предложена акад. В. В. Виноградо­ вым, то определять способы фразообразования следует при­ менительно к каждому типу фразеологических единиц, имея в виду наличие в языке определенных общих закономерно­ стей, действующих в сфере фразообразования. В данной статье мы ставим перед собой частную задачу: определить способы образования фразеологических сочета­ ний структурно-грамматического типа «прилагательное-{-су­ ществительное». Категория фразеологических.сочетаний в том объеме, как она была определена акад. В. В. Виноградовым ', а вслед за ним и рядом других исследователей, представляет собой не­ однородный разряд фразеологических единиц в том смысле, что устойчивость их относительно адъективного компонента, обладающего фразеологически связанным значением, раз­ лична. И это позволяет выделять в составе фразеологических сочетаний изучаемого нами структурно-грамматического ти­ па две группы: 1) фразеологические сочетания, в которых имя прилага-1 1 «...тип фраз, образуемых реализацией несвободных значений слов». См.: В В. В и н о г р а д о в . Русский язык, грамматическое учение о слове. М.—Л., 1947, стр. 27. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=