ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

сочетаний слов противоречит логике, лишено смысла: сели пятниц на неделе. Об алогизмах в фразеологии писал А. II Гвоздев. Некоторые ученые такие .сочетания называют k . i ламбурными. Алогизмы употребляются преимущественно ( сатирических, иронических, юмористических и шутливых тек стах. Они продуктивны (54): без году неделя, дважды два А стеариновая свечка, десятая вода на киселе. Комапаративные ФЕ К разговорным относятся многочисленные компаративные ФЕ, представляющие собой: 1) сравнения, выраженные твор пад. существительного в сочетании с др. словом, 2) сравни тельные обороты, 3) сравнительные придаточные предложи ния. Структурной особенностью их, кроме первых, является союз как (реже другие союзы). Обычно это образные коп кретные сравнения бытового характера. Предметом сравне­ ния в них выступают люди, животные, птицы, рыбы, бытовые предметы и вещи, явления природы и т. п. Они самобытны, Степень разговорности многих компаративных ФЕ невелика, они находятся на границе с межстнлевыми. Среди них широ­ ко развита вариантность. Сравнительные конструкции —один из источников образования ФЕ различных типов. Большин­ ство разговорных компаративных ФЕ имеет отрицательную эмоционально-экспрессивную окраску. Компаративные фраземы, состоящие из глаголов или су­ ществительных в сочетании с твор. пад. существительного, продуктивны (36): вертеться вьюном, волком смотреть, грудь колесом. Некоторые фразеологи (Л. И. Ройзензон и 3. А. Шу- гурова) не относят их к фразеологии из-за того, что в них сравнение выражено только семантически, без союза. С этим трудно согласиться, так как решающим является значение, а не формальный показатель, союз. Фраземы, представляющие собой сравнительные обороты, весьма продуктивны (80). Они обычно употребляются без ключевого слова. Такие конструкции являются именно обо­ ротами, а не предложениями, потому, что они выполняют функцию одного члена предложения и заменяются одним сло­ вом: как в аптеке — «точно», как блины печь — «легко». Устойчивые фразы, являющиеся сравнительными предло­ жениями, чрезвычайно продуктивны (307). Одни из них упот­ ребляются без ключевого слова, другие —с ключевым сло­ в -1

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=