ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

фуктуре. Среди них различаются наречные (белым-бело), Iлголыше (гулять-погуливать), именные (правда-матка). Раздельнооформленные ФЕ также широко употребитель- .1 Они свойственны фольклору, разговорной речи и худо- ■ственным произведениям. В структурном отношении это |н-имущественно фраземы. По строению фраземы разнооб- ишы: субстантивно-инфинитивные — валом валить, субстаи- иино-субстантивные — вольному воля, адъективно-субстан- шч 1 ые — всякая всячина, адвербиально-инфинитивные — рожмя дрожать. Устойчивые фразы редки: рад не рад. ФЕ, включающие в свой состав тавтологические сочета- ия, довольно продуктивны: клин клином вышибать. Нечленимые ФЕ Разговорными являются ФЕ, представляющие собой соче- мния местоимений и частиц, местоимений и наречий, наре- нй п частиц, сочетание одних частиц, существительных и истиц и т. п. Эту очень разнородную по своему морфологи- «скоыу составу группу объединяет литературная снижен- Юсть, непринужденность и синтаксическая нечленимость (ольшинства из них. На их нечленимость указывает акад. \ В. Виноградов. ФЕ данного типа весьма продуктивны '59). Меньшую их часть составляют фраземы: всех и каж­ дого, большую —устойчивые фразы: давно бы так. ФЕ с нарушенной связью слов Признаком разговорных ФЕ являются сниженные, необыч- 1 ые для литературного языка сочетания слов. Необычная со­ четаемость слов проявляется в нарушении синтаксических вязей, в частности, в специфическом управлении, в отсутст­ вии согласования и т. п. Напр., глагол раскидывать в сво­ бодном употреблении требует вин. пад. ( раскидывать зерна), и ФЕ же раскидывать умом глагол управляет твор. пад. Продуктивность их невелика: есть когда (кому), кто (что) хочешь. ФЕ алогичного характера Одной из групп разговорных ФЕ являются алогичные со­ четания слов. В таком случае алогичность, сочетание несо­ четаемых понятий снижает стиль. Прямое значение данных G* 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=