ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

сочетания разговорного характера литературно снижены. Показателем их сниженности часто выступают грамматича< ские и лексические средства: слова с суффиксами субъектнм ной оценки (-к), повторение одного и того же предлога перед определением и определяемым, характерное для разговорно!) речи, склонение краткой формы прилагательных, окончаний у в родит, пад. ед. ч., разговорное слово или разговорили частица (да), употребление предлога о (об) в разговорном значении (бок о бок), перенос ударения на предлог, свойст венный разговорному стилю, разговорная сочетаемость слои (что к чему). Данные фраземы продуктивны (113). По характеру сочетаемости самостоятельных слов с пред' логами среди них можно выделить три группы. В первую входят парные сочетания с двумя предлогами, каждый которых стоит перед знаменательным словом. Предлоги мо гут быть одинаковыми или разными, последних больше. Зна* менательные слова выражают в них различные отношения: синонимические (без сучка и без задоринки) , антонимические (от мала до велика), тавтологические (от корки до корки) Во вторую группу входят парные сочетания с одним ин терпозитивиым предлогом. Все они тавтологичны: дверь и дверь, ухо в ухо. В третью груп/пу входят одновершинные предложно-именные сочетания: без головы, для мебели. Тавтологические ФЕ Разговорными являются ФЕ тавтологического характера. Их разговорность создается самой тавтологичностью. Извест но, что тавтология характерна для разговорной речи. Рас­ сматриваемые ФЕ широко распространены в современном русском языке (203). По структуре их можно разделить на 3 группы: 1) дефисные тавтологические сочетания, 2) раз- дельнооформленные тавтологические фразеологизмы и 3) ФЕ, включающие тавтологические сочетания. Фразеологизмы, представляющие собой тесные смысловые единства, состоят из двух компонентов, семантическая бли­ зость которых передается дефисным написанием. Они широко распространены. Мы считаем возможным отнести их к фра­ зеологии, а не к сложным словам, поскольку они выража­ ют два, хотя и близкие друг другу понятия. Например, соче­ тание снова-здорово не равно одному слову снова, а означа­ ет «опять сначала». Рассматриваемые ФЕ разнообразны по 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=