ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

(важнейший дифференциальный признак); 4) на основе ка кой семантической операции создаются данные смысловые от>| ношения (см. выше формулы семантических отношений). Рас смотрим, например, порождающую модель антитез (см. схс< му), ее формула: 1-Я Sm(S-P) г-Я Sm(S’P) Ее константы в соответствии с дифференциальными приз наками: I) в семантические отношения входят или семы (Sm) или коммуникации (S—Р), 2) в модели всегда два компонен та отношения; 3) между этими компонентами — отношения семантической противоположности (контрарная оппозиция), 4) модель возникла на основе семантической операции про тивопоставления сем или коммуникаций36. Порождающая модель манифестируется, реализуется м| целом ряде производных, частных моделей. Семантические константы инварианта непременно сохраняются в каждой из частных моделей, но производная характеризуется еще собственными константами, точнее: комплексом специфиче скнх семантических и структурно-грамматических констант. | Возьмем, к примеру, одну из частных моделей антитез: |Л/ им . п а д . IР Q / о \ | N им. п а д . | Р По этой модели строятся антитезы: не жизнь, и малина ; не\ человек, а зверь; не парень, а огонь и др. Все инвариантные йонстанты порождающей модели здесь полностью сохраня­ ются, однако их дополняют специфические константы моде­ л и— семантические: I) антитеза в целом представляет экс­ прессивную характеристику человека или к.-л. явления, пред­ мета; 2) первый лексический компонент всегда прямого зна­ чения, второй —экспрессивно-характеристический, образный; 3) антитеза имеет компаративно-гиперболический оттенок. Семантические константы органически сочетаются со струк­ турно-грамматическими: I) конструкция в целом — незамкну­ тая бесподлежащная фраза, 2) в предложении два однород- 30 Sm — знак семы, S - P— знак коммуникации. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=