ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
лы и некоторые их символы приняли известное специфическое оформление. Рассмотрим одну из фразеологических моделей. Схема тически она может быть представлена в следующей формуле: Схема показывает наличие в серии устойчивых фраз ряда грамматических констант: 1) подлежащее и сказуемое высту пают в форме существительных именительного надежа, 2) связаны они посредством сопоставительной части «что», 3) пояснительная часть отделяется паузой, представленной на письме двоеточием. Грамматические константы сочетаются с рядом семантических: 1) подлежащее представлено словом, выражающим общее, нередко абстрактное понятие, 2) сказу емое — словом конкретно-образного значения, 3) содержание фразы выражает обобщающее умозаключение, 4) вся струк тура фразы подчинена образному раскрытию содержания первого слова. По модели, представленной такими констан тами, построены следующие устойчивые фразы: с л е з ы что р о та: в з о ш л о с о л н ц е и в ы с у ш и л о ; счастье что в о л к : о бман ет и в л е с уйдет; сон что богатство: чем б о л ь ш е сп иш ь , тем больше хочется; г о р е что м о р е : н е п ер еплыть, н е вы п л а к ат ь ; клевета что у г о л ь : е с л и н е обожжет, то з а м а р а ет и др. Система комплнкативных моделей представляет собой весьма сложную иерархию. В основе ее лежат десять по рождающих инвариантных моделей, на базе которых созда но все многообразие комплнкативных моделей вплоть до микромоделей. Порождающая модель создается на основе одного из типов семантических отношений, а потому в состав Такой модели входят только семантические константы. Буду- ' 1 н инвариантом по отношению к производным от нее моде лям, она включает в себя очень небольшое число инвариант ных констант, проходящих через все модели, образованные (и порождающей. Для определения семантических констант порождающих моделей важно знать их общие дифференци альные признаки: 1) какие семантические единицы (семы или коммуникации, или те и другие) входят в семантические отношения в составе модели; 2) сколько смысловых единиц (две или более семы) входят в семантические отношения; .4) характер отношения между семами или коммуникациями N им пад. S N им. пад. Р О ААА 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=