ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

и факты эллиптической редукции), а различные перестройки словопорядка (инверсивная редукция), перемещения частей с периферии фразы в ее центр (заместительная редукция), утрата или развитие модальности (редукция модальности и редукция в модальность) и т. д. Например: «А буря и не дай тебе господи» (Станюкович, I, 33). В позиции сказуемого оказалось устойчивое словосочетание, которое, в результа­ те эллиптического сжатия и полной перестройки гипотакти­ ческой структуры, переместилось из придаточной части в главную. В нем редуцировалось обращение («господи»). Ср.: «А буря так велика, что и не дай тебе, господи». Так выгля­ дел бы нередуцированный вариант свернутой сложной струк­ туры. Наблюдая в основном те же явления, И. Г. Чередничен­ ко7 пользуется термином синтаксическая ассимиляция. Нам лот термин представляется не вполне удачным по ряду при­ чин. Во-первых, не всегда следствием синтаксических видо­ изменений является уподобление одной синтагмы другой, а но вторых, синтаксически «уподобляются» и невидоизменен- ные синтагмы. Стремление языка к простоте п экономному использова­ нию (мои, п\ сочетании не делает его беднее; наоборот, мни .и, обретает четкое выражение; речь становится совер­ шеннее, усилиитчея ее коммуникативная пригодность, а так- /ке м*те гпческа я дефективность. Выражению мысли в речи немало препятствуют громозд­ кие синтаксические структуры. Язык в ходе своего развития постепенно освобождается от них и находит для себя новые средства, способы и формы для передачи содержания. В лом отношении живая речь с ее выразительными идио­ мами заметно опережает книжную. Но и последняя, усваи- ва я ма териал народной речи, проникаясь ее духом, преодо­ левает свое отставание или стремится преодолеть. Рассмот­ рим примеры с идиомой того и гляди (того гляди): «Платок v нем па ухо сбился, Того гляди косы падут» (Некр. Мороз, Красный нос, I, 370). В приведенном примере видно прира­ щение, агглютинация неразложимой синтагмы, которая, об- ра *уи аналитический тип лексикализованной единицы, вы- М 1 ».iiivicI роль обстоятельства времени в простом предложе-I II I Ч р е д н и ч е и к о. О явлениях синтаксической ассимиляции в м»м|истцом русском языке. В кн.: «Вопросы теории и истории языка». 11i n л | у. \%:\ 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=