ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

Л. М. Эмирова 20 и в ряде работ М. У. Эткин21, однако нн в одной из этих работ не дается теоретическое обоснование по­ нятия «фразеологическая модель», выделение моделей носит еще в основном эмпирический характер. О моделях устойчи­ вых словосочетаний нефразеологического типа пишет И. И. Чернышева 22, что является несомненным шагом вперед. В нашей интерпретации фразеологической модели мы исходим из ряда общих постулатов. Во-первых, фразеологи­ ческая модель — это своеобразный механизм (микромеха­ низм), посредством которого создаются однотипные устойчи­ вые сочетания. Во-вторых, природа такого механизма рас­ крывается в свете изоморфизма, существующего между соот­ ношениями «язык — речь», с одной стороны, и «сознание — мышление», с другой 23: при анализе фразеологической моде­ ли важно знать не только механизмы языка, творящие речь, но и механизмы сознания, продуцирующие мышление. В-третьих, фразеологическую единицу мы рассматриваем как устойчивую разновидность компликативных сочетаний слов. Поэтому прежде всего обратимся к раскрытию послед­ него понятия. Многолетние наблюдения и исследования показали, что в языке следует различать два типа сочетаний слов: 1) обыч­ ные, «нормальные» и 2) «своеобразные». Некоторые из фра- зеологов такое своеобразие понимали как семантическое свое­ образие. Так, Н. Н. Амосова говорит об «употребительных словесных комплексах, отмеченных семантическим своеобра­ зием»24. Ко второго типа сочетаниям мы относим все сочета- 20 А. М. Э м и р о в а . Устойчивые предложно-именные обороты совре­ менного русского языка. Канд. дисс., Самарканд, 1969. 21 М. У. Э т к и н . Фразеологизм «пять принципов» и его семантические эквиваленты. «Уч. зап. Каршинского гос. пед. ин-та», вып. 6, филолог, сер., 1962; Некоторые публицистические фразеологизмы, образованные по выра­ женным моделям (на материале статей и выступлений по вопросам меж­ дународной жизни) «Уч. зап. Каршинского гос. пед. ин-та», сер. филолог., вып. 8, 1962; Фразеологический пучок «стреча на высшем уровне», струк­ тура и функционирование. «Уч. зап. Каршинского гос. пед. ин-та», вып. 6, филолог, сер., 1962. 22 И. И. Ч е р н ы ш е в а. Фразеология современного немецкого языка. М., «Высшая школа», 1970. 23 М. М. К о п ы л е н к о . Исследования в области славянской фразео­ логии древнейшей поры. Докт. дисс. Л., ,1967, стр. 02. 24 Н. Н. А м о с о в а . Современное состояние и перспективы фразеоло­ гии. ВЯ, 1966, № 3, стр. 66. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=