ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
с нашей точки зрения, оспариваются, в частности, абсолют ная формализация языковых явлений. Метод языкового моде лирования должен развиваться не в противовес традицион ному, классическому языкознанию, а вырастать на его базе как один из его органических методов, позволяющих глубже проникнуть в структуру некоторых явлений языка и четче оформить результаты поиска. При таком подходе не может быть абсолютизации формы и полного отрыва ее от содер жания. Именно в таком истолковании языковое моделирование может быть применено в области фразеологии, где до настоя щего времени отрицалось наличие специфических моделей, а немоделированность рассматривалась как релевантный приз нак фразеологической единицы. «Построение структурно-се мантической модели во фразеологии, — пишет И. И. Черны шева, задача неосуществимая»910 1. Возможность моделиро ванною изучения фразеологии отрицают также Н. Н. Амосо ва |0, О. И. Москальская 1 и др. Одним из основных признаков ФЕ А. В. Кунин считает се немоделированность. Эго положение требует уточнения, т. к. модели бывают различных типов. А. В. Кунин имеет в виду структурно-семантические модели словосочетаний. «Структурно-семантическая модель, — пишет А. В. Кунин,— это обладающий типовым значением лексико-грамматический образец, но которому создаются аналогичные переменные и переменно-устойчивые сочетания слов около одного стержне вого знаменательного слова»12. Па основе таких моделей строятся серии сочетаний слов типа: будить интерес, будить чувство, будить тревогу, будить сознание и т. д. В соответст вии с такими моделями ФЕ действительно не создаются. Од нако ФЕ формируются на основе моделей другого типа — компликативных, которые признаются и А. В. Куниным. Ясно, что в обстановке больших теоретических и практи ческих трудностей наш опыт истолкования и конструирова 9 И. И. Ч е р н ы ш о в а . Фразеология современного немецкого языка. (Фразеология ка ксистема и ее связь с системой лексики). Докт дисс М 1964. 10 Н. Н. А м о с о в а . Основы английской фразеологии. Докт. дисс., Л., 1962. 1 О. И. М о с к а л ь с к а я . Грамматический идиоматизм и синтагмати ка. «Пностр. языки в высшей школе». Тематический сборник I Московск. гос. пед. ин-та иностр. языков. М., 1962, стр. 438. 12 А. В. К у н и н . Основные понятия английской фразеологии как линг вистической дисциплины. Докт. дисс., М., 1964, стр. 287. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=