ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

подсобную вторичную роль гю отношению к гносеологическо­ му образу»4. Познание представляет собой своего рода моде­ лирование действительности 5. Лингвистическая модель, с нашей точки зрения, —это игн Iрактно-логическая конструкция, раскрывающая сущность пмуфснней организации языковой единицы (производного | юна, предложения, фраземы и т. д.). Такая конструкция I кдпдывается из констант и правил их функционального объ- гаинепия. Константы — это элементы или свойства, обязатель­ ные для любой речевой единицы, созданной по данной линг­ вистической модели. Лингвистическая модель представляет собой единство констант, которое функционирует в практике речи как самостоятельный языковый механизм, продуцирую­ щий (производящий) однотипные (устойчивые и комбинатор­ ные) речевые единицы6. Языковые модели обеспечивают «се­ рийное производство» речевых единиц, а следовательно, быст­ рое, оперативное конструирование речи. Языковая модель, кнк и любая научная, отличается следующими особенностя­ ми: 1) она носит абстрактно-логический характер, т. к. всег- /III является некоторой идеализацией объекта; 2) модель упрощает внутреннюю структуру объекта; 3) она обладает <войством объяснительной силы; 4) модель инвариантна по отношению к речевым единицам, создаваемым по этой мо­ дели 7. Как показывают работы последних лет8 в современном языкознании еще нет единой концепции языковой модели, нет апробированных методов языкового моделирования и, по существу, далеко еще до создания целостной теории модели­ рования языка как механизма, творящего речь. Все это со­ здает большие трудности (а иногда вызывает скепсис) на пути развития нового метода языкового исследования. Не­ которые постулаты языкового моделирования справедливо, 4 «Ленинская теория отражения и современность». Сб под ред акал. Топора Павлова. Изд. «Наука и искусство». М. София. 1969, сгр. 210. 5 Там же. 6 Понятие константы возникло в связи с высказыванием Э. Сепира о «несущественных» (т. е. переменных) элементах предложения. 1 G m . работы И. И. Ревзина, А. Ф. Лосева, А Тарского, А. И. Уемова, М. Д. Степановой, Ю. Д. Апресяна и др. 8 П. И. Д е н и с о в . Принципы моделирования языка. ЛУГУ, 1965. А. Ф. Л о с ев. Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968; II. И. Р е в з и н . Модели языка. М., Изд-во АН СССР, 1962; И. И. Р е fl­ ail н. Метод моделирования и типология славянских языков. М., «Наука», 1967. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=