ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

С. Г. ГАВРИН (Пермь) ПРОБЛЕМА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В последние годы стали развиваться новые методы фразе­ ологических исследований — формальные, структурные мето­ ды, связанные с концепцией Фердинанда де Соссюра. Струк­ туралисты выступают иод девизом: «Языкознание так или иначе объясняло язык, дело же заключается в том, чтобы изменить его»'. С целью изучения языка как объекта буду­ щих преобразований используется целый ряд методов: дист­ рибутивный и трансформационный анализ, метод моделиро­ вания и выявления оппозиций на том или ином уровне, кван­ титативный метод и методика создания метаязыка. Одна из первых и глубоких интерпретаций лингвистиче­ ской модели принадлежит Э. Сепиру, понимавшему модель как синтаксический рисунок фр а з ы. «В основе каждого за­ конченного предложения, —указывал он, —лежит готовый образец, предложение-тип, характеризуемый определенны­ ми формальными чертами. Эти определенные типы или как бы фундаменты предложений могут служить основой для любых построений, потребных говорящему или пишуще­ му...»1 2 Обобщая опыт грамматического моделирования, Ч. Фриз считает: «Моделирование в грамматике —это набор струк­ турных образцов, выделенных в общей системе языка»3. Идея образца, механизма, творящего речь, является очень важной в построении языковой модели. С философской точки зрения разнообразные модели являются формой и одним из средств отражения. Для модели характерны системные отношения между ее элементами. Модель соотносительна со сложным гносеологическим образом, хотя она имеет «подчиненную, 1 П. Н. Д е н и с о в . Принципы моделирования языка. МГУ, 1965. 2 Э. С е п и р . Язык. Введение в изучение речи. Соцзкгиз. М,—Л, 1934, гл. II. 3 F r i e s Cn. The Stucture of English. New York, 1962, crp. 56. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=