ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

IуI иметь при себе и первый, и второй элементы при их реа- HMiiiuiit в предложении, ср.: They pay us по attention at all, ilie t liild should be taken all imaginable care of и г. д. Кроме flint, первый и второй элементы устойчивых фраз (простых и Мшимых) могут употребляться в двух разных предложенп- ну, в частности — главном и придаточном, т. е. непосредст­ венно между собой они могут быть и не связаны, например: but he seemed to resent the care that was taken of him 12. Гели бы мы, не разграничивая лексического и синтаксиче­ ского уровней языка, попытались выделить в предложениях ИИ|гресующие нас здесь конструкции с переходными глаго- Н 1 ми отвлеченного значения, то понять их мы не могли бы. Нельзя было бы выделить устойчивые сложные (трехэлемент- иыг) фразы как определенный тип конструкций уже потому, 'ini третий элемент таких конструкций (С) не всегда реали- tyrroi в предложениях |3, первые же два элемента (V(r и S lr) употребляются на основе разных синтаксических связей и ниже могут быть непосредственно между собой не связаны (КПК в последнем случае). Понять такие конструкции можно ниш. применительно к лексическому уровню языка (как •строительный материал» для предложений), различая в их низаве элементарные лексические единицы, связанные между собой управлением, беспредложным или предложным. На 11 он теоретической основе становится возможным и, более Того, необходимым применение методов эксперимента (транс- фирмаций) и моделирования. Пытаясь применить трансфор­ мацию замещения, например, ко второму элементу фразы In take care of a child и убеждаясь в том, что он не может быть заменен местоимением, т. е. лексемой, относящейся к «ругой части речи, мы можем назвать такую фразу устойчи­ вой, причем сложной, поскольку она включает в себя и гла- in.Ti.Hoe и субстантивное управление. Первое наименование («устойчивые») объединяет фразы этого рода с устойчивыми простыми фразами, в которых второй элемент является не­ переходным (to take a swim и т. п.), второе же наименова­ ние («сложные») отличает их от последних. Изучение пере- 'а Подробнее о случаях этого рода см.: Л. И. Кушнарева. Члены ус- М'Пчивых фраз типа to take care , to take a pull как компоненты предло- ' . пня. В сб.: «Синтаксис простого предложения». Л., 1972, стр. 69 и сл. |а Это значит, что переходность лексемы вообще нельзя определять в | 1 П<мках предложения, поскольку дополнение может в нем и .не употреб­ и т с я . Переходность устанавливается в рамках фраз и отражается в эна- iiiHiMx моделях последних. 4 * 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=