ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
nuiiiiMOB отдельных лексем —исходит из учета чисто семан- Iичсского, или смыслового, содержания сопоставляемых язы ковых явлений. В этом плане интересующие нас здесь устой чивые глагольные фразы подвергались изучению и в работах ырубежных и отечественных англистов (см. ниже). Гораздо менее они изучены в аспекте их лингвистического содержа нии, а именно с учетом элементарных лексических единиц в их составе3. Исследование устойчивых глагольных фраз в ном аспекте самым непосредственным образом смыкается с решением проблемы разграничения лексического и син- тксического уровней языка и предполагает широкое исполь- ижание методов лингвистического анализа, а именно метода моделирования (построения знаковых моделей фраз) и тран сформаций как метода эксперимента4. Сопоставим следующие фразы, включающие в себя пере ходные глагольные лексемы (с беспредложным управлени ем): с одной стороны to give a lamp, to take a letter, to make cells (of wax) и t . п., с другой — to give a smile, to take a swim, to make a start, to have a walk и т. и.5. Во фразах первого рода субстантивная лексема, выступающая в каче ние дополнения, поддается замене местоименной лексемой, :1 Ср. постановку вопроса о лингвистическом содержании, в отличие ■ и смыслового содержания, с которым связано понятие синонимии, при менительно к синтаксическим конструкциям: А. М. Му х и н . К проблеме ' " держания и формы в лингвистике. В сб.: «Ленинизм и теоретические проблемы языкознания». Изд-во «Наука», М., 1970, стр. 20>1 и сл.; Он же. I нмтн'юсичесК'ие явления как объекты лингвистического анализа « лингви- | Iической стилистики. В сб.: ^Синтагматика, парадигматика и их взаимо- ......мнении на уровне синтаксиса» (Материалы научной конференции). Ри- | и, 1470, стр. 109 и сл. * Подробнее об указанных методах, а также о связанных с ними теоре- ....... ских понятиях упр 1 авления как лексической связи, переходности как inкепко-семантическом признаке лексемы, лексической конструкции—фра- 1 Ыи др. ом. в докладах и статьях автора: 1. Управление как лексическая '"к и, (К разграничению лексического и синтаксического уровней языка), и сб : Научная конференция «Вопросы описания лексико-семантической си- | imii,i языка (тезисы докладов)», ч. П. М., 1971; 2. Управление и переход- миг глаголы, в сб.: «Проблемы общей и романо-германской семасиологии». И Inil и мир, 1973; 3. О предложении, синтагме и фразе, в сб.: «Теоретиче- ■mu' проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков». Л., !'Ь 1, I О словосочетаниях (фразах) и методах их изучения (На материа- м пжремепого русского языка), в со.: «Грамматическое описание сла.вян- гиих нтыков». Концепция и методы (в .печати). 1 Примеры взяты из кн.: Н. Н. А м о с о в а . Основы английской фразео- ' 1 'iiini Изд-во ЛГУ, Л., 1963, стр. 114 и сл. См. также приведенные выше и 1111 м<*|)Ы А. В. Кунина. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=