ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

возможностях сопоставляемых единиц. Наличие АФС да тельного падежа с оттенком назначения позволяет иметь для него в качестве эквивалента форму с предлогом «для». Ср. комитет по.., комитет для... или с родительным падежом «ко­ митет снабжения»... Такие замены невозможны в свободных словосочетаниях, имеющих аналогичное грамматическое оформление. Ср. «задачник по алгебре», родственники по мужу», «операция по займу». Таким образом, мы непосредственно сталкиваемся с во просом о возможностях трансформаций АФС и их пределах. Исходными типами принимались словосочетания следую щих структур: С + С и Прил.+ С. Внутри каждого типа вы­ делялись подтипы. В первом: С+С род., С+ Сдат., С+ Ств., С+ Спредл.; во втором —Прил. (кач.)+С, Прил. (отн.) + С. В подтипе С+ С род. выделены конструкции: С+для + Срод.; в подтипе С+ Сдат. -» С+ к + Сдат., С+ по+ Сдат.: в под типе С+ С тв. С+ С+ С тв.; В подтипе С+ Спредл->С + + на + Спр.; С + в+С пр. Для проведения трансформаций словосочетания подвер гались семантическому и грамматическому опрощению. Ср. «главная база армии» — ГБА — «база армии». Словосочета ния приводились к морфологически единому виду, устраня лись несущественные грамматические категории. Исходной считалась конструкция С—им. пад. ед. число) + С (род. или дат. или тв. или предл. ед. числа). При трансформации при­ нимались следующие условия. А. (Допустимые изменения): а) замена предлога: «приспособление к комбайну »— * «при способление для комбайна» (ИСК); б) устранение или до­ бавление предлога («институт проектирования» -> «институт по проектированию» (ИГ1); в) замена в пределах лексиче­ ской тождественности одной части речи другой («пункт ко­ мандира»-* «командирный пункт» (КП); г) замена флексии в соответствии с управлением предлога («комиссия по Аф­ рике —>- «комиссия для Африки»); д) вставка слов: имени, системы, конструкции, творчества, по шкале и др., а также существительных, соотносительных с глаголом, наир., изуче­ ние, накопление, изменение и т. п. Недопустимые изменения: а) вставка элементов, не пре­ дусмотренных пунктом д; б) выход за рамки словосочетания. Анализ возможных трансформаций показывает, что про­ исходит расслоение синтаксических структур С+ С род. и Прил. + С. При этом в каждом подтипе выделяются классы. А) С+С род. -» 1) С+ С род.+С род. Ср. «автомат Калаш- 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=