ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

кон веку. Морфология его компонентов находится в соответ­ ствии с нормами именного словоизменения XI—XII вв., где флексии -у, -ов являются типичными для основы на -й1. Способом к о н т а м и н а ц и и компонентов образовалось в современном русском языке немало экспрессивных слово­ сочетаний. Произошло в них разрастание лексического сос­ тава за счет слов, которые здесь названы интенсификатора- ми в отличие от базовых, называемых информаторами. На начальном этапе развития русского национального языка и ранее слова, послужившие базой для устойчивых словосочетаний, еще не обнаруживают тенденции к несво­ бодным связям с другими словами, с которыми они в даль­ нейшем образовали нерасторжимое единство. Так, слово всячина, которое употребляется только с определением вся­ кая, известно в различных источниках XVII и даже XVIII ве­ ка в его отдельном и самостоятельном употреблении, на­ пример: «Лишь только сей же час у графа речь была о вся­ чине со мною» (Княжнин. Хвастун, 2, 3). Оно входило также в другие фразеологические обороты: всячину сорить —«го­ ворить нелепость, клеветать», для всячины и др. В результате такого разрастания структуры образовались и другие фразеологизмы: в общей сложности (из в сложно­ сти. Пушк. Дубровск., гл. II), час от часу (из от часу. Анп., 57), рука об руку (из об руку. Полеж. Сашка, XXIII) и др. У некоторых единиц разрастание сопровождалось измене­ нием лексического состава. Ср. образование фразеологиче­ ской единицы днем с огнем (поискать, не найдешь и т. д.): «С свечою поискать теперь таких глупцов» (В. Капн. Сатира первая и последняя). В рассказе Чехова «Попрыгунья» реа­ лизуется уже более близкий к современному вариант с ог­ нем не найдешь. У Фонвизина в его прозе и письмах постоянным являет­ ся выражение взять смелость. Прибавление сочетания на себя —тоже разрастание структуры, однако оно не означает образование новой единицы. Усложняется лишь существую­ щая стабильная модель. Сопутствующий процесс —лексиче­ ские замены в рамках образца XVIII века: взять смелость — взять (брать) отвагу: «Ну какую же отвагу Наша мысль подчас берет!» (Мятлев. Госп. Курд.). Основной же процесс — 1 Р. Э к к е р т . К вопросу о составе группы имен существительных с основой на Й в праславянском языке. Вопросы славянского языкознания, вып. 4. Изд. АН СССР, М., 1959, стр. 103 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=