ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

Му пчпельства шахт Урала —Главуралшахтстрой — Главное цпрчп \ение строительства шахт на Урале. большую группу среди АФС составляют словосочетания, и которых выражаются отношения ограничения, например, Комиссии по организации переселения —КОП. И свободных словосочетаниях, в которых могут встре- mHi.rii подобные отношения, в качестве опорного слова вы- 1 1 уннюI имена существительные различных лексико-грамма­ тических групп: названия лиц по профессии, по родству, на­ именования действий, процессов, результатов действия дей- ftniift. Значение опорного слова в этих словосочетаниях уточ- |пим зависимое слово. Ср. родственники по мужу. Ср. также фри мологические выражения «товарищи по несчастью», винспектор по качеству», «соратники по борьбе». Дли определения дифференциальных признаков АФС iipiiiивопоставим приведенным выше свободным словосоче- Iкипим фразеологизированные сочетания типа «группа по и ч/чснию реактивного движения» и «бюро по обеспечению горючим». Н этих словосочетаниях зависимое существительное сто- М1 и <|юрме дательного падежа. Однако синтаксическое со­ держание дательного падежа здесь иное, чем в свободных ниичаииях. Кроме признака ограничения, он имеет еще и от- (енок назначения. Этим синтактико-семантическим призна- Ким, обуславливается различие и в лексическом материале, М котором реализуется данное синтаксическое содержание. Мо первых, в качестве опорного слова в АФС могут высту­ пим. только имена существителные неодушевленные, тогда ккк и свободных словосочетаниях и ФЕ употребляются оду­ шевленные существительные. Во-вторых, в качестве опорных . юн в АФС употребляется узко специализированная лексика. I r o существительные, обозначающие различного рода учреж- ценнн и организации. Ср. русск.: министерство, трест, управ- ichuc , бюро, комитет, академия, институт, группа, отдел, отделение, лаборатория и т. п. В качестве зависимого слова Могут выступать существительные, обозначающие субстан- Iниированное действие. Ср. строительство, изыскание, про- ек Iирование, планирование, изучение, организация, снабже­ ние, испытание, сооружение, переработка, проведение, улуч­ шение, совершенствование, нормализация, а также контроль, оборона и т. п. Различие в синтагматическом содержании дательного па- межа обусловливает также и различие в эквивалентностных 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=