ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

I бя внимание разница в их позиционных возможностях. Ро дительный посессивный целого может выступать в составе атрибутивных синтагм при именах существительных в пост позиции и препозиции. Ср. ступень лестницы — лестницы стц пень. В АФС перестановки такого рода недопустимы по pa i ным причинам. Во-первых, при перестановке компонентен могут появиться аффективные оттенки, в связи с чем теря­ ется терминологический характер словосочетания. Во-вторых, перестановка опорного слова может привести к искажению смысла. Особенно это заметно в языках с фиксированным порядком слов. В-третьих, перестановка опорного слова приво­ дит к нарушению целостности атрибутивного словосочетания и возникновению предикативных связей. Введение такого сло­ восочетания в научный текст, в котором предикативные свя­ зи уже имеются, может привести к неточностям, неясностям в толковании определенного содержания. Менее частотную группу среди АФС представляют соче­ тания типа «главное управление строительства шахт Ура­ ла» — главуралшахтстрой. Зависимое существительное в них стоит в родительном падеже. Этим они сближаются со ело-1 восочетаниями, проанализированными выше. Однако, кроме признака посесснвности, каким обладает родительный падеж в этих словосочетаниях, он обладает еще и другим призна­ ком—признаком локативности, т. е. указывает на место или I пространство, выражаемое зависимым словом. Синтактико-семантический признак локативности обуслов-1 ливает собой различие в лексическом материале существи- I тельных, на котором реализуется родительный посессивным I локативный. Лексической базой здесь служат имена сущест- | внтельные, обозначающие конкретные неодушевленные пред- J меты: страны, города, географические области и т. п. Сопоставляя лексическую базу родительного локативного I и родительного посессивного, нельзя не отметить ее специ­ фический характер: в ней не находят места имена нарица­ тельные, а выступают исключительно топонимы. Специфика синтаксического содержания каждого из рас­ сматриваемых типов словосочетаний находит свое выраже­ ние и в их эквивалентностных отношениях с другими син- I таксическнми элементами, которые представлены формами I той или иной части речи. Сочетания с признаком родитель- | ного посессивного локативного могут иметь в качестве эк- I вивалента предложные сочетания. Ср. Главное управление I 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=