ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

Создает потенциальную возможность употребления слов <-'лон и муха не только для выражения конкретных, но уже и Аля выражения отвлеченных понятий — «важного», «сущест­ венного» в противопоставлении «мелкому», «незначитель­ ному»9. Р. А. Будагов настаивает даже на включении «внесистем­ ных», фразеологически связанных значений слов в общую Систему значений, присущих данному слову. Он пишет: «Во Всяком случае нельзя согласиться с тем, что связь слова с Понятием обнаруживается лишь в свободном (номинативном) Значении самого слова. Думать так — значит вывести за Пределы понятий огромную массу несвободных, так или ина­ че «связанных» значений самых различных слов»10. В результате вычленения отдельных слов с «внесистемны­ ми» значениями, развивающимися у них в структуре фразео­ логических единиц, содержащих грамматические и лексиче­ ские архаизмы, словарный состав современного литератур­ ного русского языка пополнился такими новыми словами: сыр-бор —«перебранка, неразбериха»; турусы — «вздор, нелепость, небылицы»; балясы (лясы) — «пустые разговоры»; столпотворение — «суматоха, неразбериха» и др. (сравни со­ ответствующие фразеологические сращения: откуда сыр-бор загорелся — «но какой причине началось что-либо, происхо­ дит что-либо», турусы на колесах — «бессмыслица, вранье», точить балясы (лясы) — «заниматься болтовней, пустосло­ вить», вавилонское столпотворение — «полная неразбериха, Путаница» или «шум, гам, суматоха»). Образование новых слов на почве фразеологических еди­ ниц путем вычленения из их состава отдельных компонентов было бы невозможным, если бы эти компоненты были толь­ ко «фонетическими словами» и не содержали никакого смыс­ лового значения. Несмотря на интеграцию означаемых, сло­ весные знаки фразеологических сращений сохраняют все же Свой лексемный характер, проявляющийся не только в фор­ мально-грамматической характеристике их означающих, но и в наполнении новым смыслом их означаемых. В силу своего лексемного характера компоненты фразео­ логических единиц могут вступать в о мо н и ми ч е с к и е , 9 Т а м же. 10 Р. А. Б у д а г о в . О так называемом «промежуточном звене» в смыс­ ловом развитии слов. Сборник статен по языкознанию, посвященный ака­ демику В. В Виноградову, МГУ им. Ломоносова, М., 1958, стр. 84. 21 !

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=