ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

мня проявляются не только в «связанности» значений у ком­ понентов фразеологической единицы, но и в их ослаблении и поглощенности общим значением данной единицы, с одной стороны, а с другой, — в развитии новых, «внесистемных» течений у компонентов на месте прежних значений, кото­ рые «тускнеют» и утрачиваются. Таким образом, если даже рассматривать л е к с е м у как определенное единство лексического и грамматического и считать ее не только «совокупностью всех словоизменитель­ ных форм слова», но и «совокупностью всех его значений», как полагают некоторые ученые, если даже не «игнориро­ вать» с о д е р ж а т е л ь н у ю с т о р о н у этого понятия, то и и пом случае л е к с е м н ый х а р а к т е р компонентов фра- кюлогических сращений ничуть не остается сколько-нибудь поколебленным, каким бы семантическим преобразованиям пи подвергались слова в структуре данных единиц. Развитие в тех или иных словоформах компонентного со­ мина фразеологических сращений н о вых з н а ч е н и й , пе­ ро iко специфических, «внесистемных», т. е. таких, которые по характерны для данного слова при употреблении его в ' иободпых словосочетаниях, не позволяет данные словофор­ ма характеризовать как «фонетические слова», как «одно­ мерные единицы ф о н е т и ч е с к о г о х а р а к т е р а » (Н. М. Illam Kinii), как «...необходимый з в у к о в о й э л е м е н т ее 1 1 г фразеологической единицы. — Р. П.) состава»7. Ком- ........ Iи фразеологических сращений являются структурны- чп I и ' м г п т а м и н о в о г о з н а ч е н и я данных единиц. На/к но отметить, что «внесистемные», сугубо «фразеоло- | пчг 1 кнс<. новые значения могут получить развитие как в .......... in n Iах, состоящих из слов активной лексики современ- ....... тыка, гак и в компонентах, содержащих архаичные mi ..... ... Как отмечает О. С. Ахманова, у слов, входящих ......... mi фра геологических единиц, «...возникают новые зна- "' I' ' ' ноичщиильные», как бы «поглощенные» суммарным "мы ть я Iложного номинативного целого, но способные ак- I\ a inтрона гьси, выделиться, приобрести способность от­ ымают not прок шедения»8. В качестве примера она при- "" IIU фра 1 СОЛОШЗМ Желать из мухи слона: «Распространение и речевом употреблении данной фразеологической единицы ‘ II II Л м о е о и а Основы английской фразеологии, ЛГУ им А А. T iiiiiiiiiii. 1963, стр. 181. " ( А х м а и о т а Очерки по общей н русской лексикологии, Уч in н h i , М , 1957, стр 170. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=