ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
I ступень удаления: N„1—не — частный случай ее реали- Nn2 зации, напр., «Не знаю, II: Nn' —не N „2 оценоч. Ill: N,,1— не иголка, не шутка, не ребенок IV: Слово — не воробей... Стыд не дым... что в ней испорчено (в статуе Венеры —Т. Т.),— усмехнулся Кирилл.— Я не скульптор (К. Федин, Ко стер); — фразема с лексическим ограничением, напр., Лит- часть в театре, конечно, не аорта (К. Федин, Кос тер); — незамкнутые устойчивые фразы с переменным под лежащим; — замкнутые устойчивые фразы постоянного состава (максимум фразеологизо- ванности). Преимущественная сфера их употребления —аффектив ная речь, ср., напр., скопление таких высказываний в книге Т. Поповой «Мусоргский», где описывается противоречивая реакция возбужденной публики на премьере «Бориса Го дунова»: — Не опера, а какофония в пяти актах и семи картинах! — Как восхитительно играет Мельников роль Годунова! Это гений, а не артист! — Так я вам скажу, что это позор на всю Россию, а не опера! Образование фразеосхем имело место и в других язы ках. Можно привести ряд иноязычных высказываний, по строенных по аналогичным фразеосхемам, однако по сообра жениям места от этого приходится отказаться. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=