ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

цей: (Nn1—) не Nn2, a Nn3, напр.: Не голосочек, а звоночек; Не общежитие, а бедлам; Не кофе, а помои; Не задача, а конфетка. Положение о высокой стабильности фразеосхем не колеб­ лют случаи варьирования в отдельных реализациях порядка компонентов, связанные со стремлением усилить экспрессив­ ность высказывания, напр., Золото, а не пушка (Л. Соболев, Пушка без мушки); [Это ж] песня, а не корова; Медицина, а не доярки!» («Правда», 16.VIII.70), и варьирования союз­ ной—бессоюзной связи, напр., Не человек — змея! (А. С. Гри­ боедов, Горе от ума), Не паровоз — рыцарь (В. Кожевников, Степной поход). В заключение укажем па необходимость четче, чем это де­ лается в настоящее время, отличать высказывания, постро­ енные по фразеосхемам, от иных, внешне сходных с ними, высказываний, реализующих собственно структурные схемы предложения. Так, приложенный к перечню структурных схем именного класса в «Грамматике» 1970 г. список соответствующих фра- зеологизированных схем содержит, наряду с бесспорно пра­ вильно зачисленной туда фразеосхемой «Что за Nn!» (сим­ волика наша), и схемы с не до и не по, описанные как неразложимые предложно-падежные сочетания в соединении с детерминантами и конситуативно—без них: Мне не до рас­ спросов; Устал я: не до расспросов. Аналогично —с не по пути (§ 1319). Под разные рубрики подведены Ай да жена! Ай да мед! и Что за характер! Первые считаются реализую­ щими структурную схему Interj Nt (§ 1318). Однако что за «с утратой вопросительного значения» —такое же «междо­ метное сочетание», как и ай да. Поэтому в целях последо­ вательности казалось бы необходимым эти построения объ­ единить и дополнить другими, напр.: «А еще Ni!». Наличие междометного сочетания и есть то, что переводит структур­ ную схему в фразеосхему, лишая ее форм изменения (этот факт —отсутствие форм изменения —в «Грамматике» от­ мечен) . Судя по практике выделения фразеосхем (определения им в «Грамматике» не дается), фразеологизирующие схему элементы должны ее только усложнять, как напр., в фразео- схеме Nn, как N n , (§ 1309) сравнительно с N,—N, (§ 1295) или в Interj Ni сравнительно с N n , (§ 1313), но не подме­ нять; ср. приведенную М. В. Пановым «емкую формулу» «X —это Z сегодня», с примером Утесов — это Собинов се- 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=