ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
и употребляется в ответной реплике диалога с целью умень шить объем или значение, смысловую весомость чего-то, на званного первым собеседником, напр. — Уборка у тебя сегодня? — Уборка — не уборка, а порядок навести следует. Поскольку эта фразеосхема предусматривает воспроиз ведение лексемы из предыдущей реплики, то при ответе, по строенном «близко к тексту», возможно сохранение и ее синтаксической формы, при этом чаще всего —винительного надежа объекта, напр.: — Еще комнату пристраивать собираетесь? — Комнату — не комнату, а верандочку пристрою. Частица НЕ в таких высказываниях призвана отрицать не весь смысл имени, а только избыточную, с точки зрения отвечающего, часть его объема. Нужно отграничить эту фразеосхему от внешне подобной; ей, но употребляющейся в тех случаях, когда надо подчерк нуть неопределенность объекта восприятия, затрудненность его идентификации, вызванную недостаточной его схожестью с наиболее вероятным в данной ситуации предметом, напр.д «Куст — не куст, человек — не человек, а что-то такое вид неется впереди». В таких высказываниях в препозицию вы несено альтернативное потенциальное сказуемое к подлежа щему второй части, ср.: То, что я вижу впереди Главным свойством высказываний, построенных по фра- зеосхемам, оказалась их повышенная семантическая емкость!? выразившаяся в способности имплицитно содержать неко торый словесно не выраженный смысл. Главные свойства формы, в которую он облекается,—вы сокая стабильность структуры и минимальный объем; фра зеосхема реализуется обычно в нераспространенном виде. Производной отсюда является отличающая их от обычных высказываний неспособность к неполной реализации. Нереа лизованным может оставаться лишь N1, если оно было упо мянуто в контексте ранее и в составе реализации фразеосхе- мы оказалось бы избыточным, напр. «Чудесно поет ваша Белла Руденко. Не певица, а соловей!». Если N' = N2, то возникает усеченный вариант фразео- схемы с одним словоупотреблением данного имени, с части 158 куст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=