ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

структурной схеме Nn—Nn, представляет трехкомпонентная фразеосхема, включающая отрицание,— N1—не N2 (N'eN3) , a №0цен • Семантическим инвариантом для высказываний, построен­ ных по этой фразеосхеме, является сходный с предыдущим смысл — «X входит в названный класс У с оценочным пара­ метром, но с той разницей, что характер оценки не предре­ шен, как в первом случае, а задается последующим оценоч­ ным словом (N3), индуцирующим в N2 свои оценочные свой­ ства и сообщающим ему дополнительный смысл «очень, ср.: В этом перифрастическом толковании частично сохранен лексемный состав толкуемой фразы («он» и «редактор»), а слова «отличный» и «отвратительный» внесены в него на том основании, что аналогичные им значения извлечены из толкований слов «ас» и «пачкун». Знаком необходимости из­ влечь оценку из N3 и приписать ее N2 является союзное со­ четание НЕ — Л6, выступающее в фразеосхеме как маркер оценочности. Существительные в позиции N3 четко расслаиваются на две группы, в каждую из которых входят слова положнтель ной и отрицательной семантики, в зависимости от того, вы­ ражают они эту семантику непосредственно, без наличия образной мотивировки (а) или же при помощи скрытого сравнения с предметом, который воспринимается как эталон носителя данного качества в большой степени (б): + — а) виртуоз, бог... б) малина, мед, огонь, стек- полынь, отрава, лышко, золото, алмаз... сорняк, отбросы, змея, паук... 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=