ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

Юм, имплицитно содержащимся уже в самой фразеосхеме. Действительно, при необходимости отрицательно охаракте­ ризовать известное лицо как неполноценного специалиста, достаточно опереться на фразеологическую схему Nn1— не Nn2 (э n ') и построить высказывание «Он не [печник, порт­ ной...]». Такие переосмысления квалификационных существитель­ ных в оценочном плане не могут стать достоянием словаря потому, что они не опираются на внутренние семантические потенции слова. Носителем оценочного значения следует считать не от­ ельную лексему, а специфическую конструкцию, в которой она фигурирует, и конструкцию эту нужно включать в со­ став синтактико-семантических ресурсов языка. В единичных случаях в языковые ресурсы входит и ее наполнение: таково, например, конкретное высказывание, имплицитно содержа­ щее в себе значение неполноценности названного предмета по сравнению с другими видами, принадлежащими тому же классу: Курица не птица, баба не человек; Девки не люди, козы не скотина. (В. Даль, Пословицы русского народа). Но в принципе фразеосхема обрастает в каждом высказывании иной лексической плотью, напр., «У-2 — не самолет, Легко­ вушка — не машина, Штапель — не ткань и под. Фразеосхема N2—не N2 применяется и в тех случаях, когда предмет характеризуют «от противного», нацеливая внимание собеседника на существенные для данной ситуации черты предмета путем отрицания его тождества с предметом, этими свойствами явно не обладающим (обладающим про­ тивоположными свойствами), напр.: Война — это не танцы и не веселая прогулка (Ю. Герман, Дорогой мой человек); Война не дождик (А. Крон, Офицер флота). Некоторые высказывания этого рода стандартизируются в сказуемостной части, которая превращается в незамкнутую устойчивую фразу, напр. «Спички — не игрушка» (плакат на окраине г. Грозного); «Трубы — не игрушка» (заголовок статьи в «Известиях» 16.XII—70) и т. п., а часть высказы­ ваний представляет полностью фразеологизированную замк­ нутую УФ, напр., «Голод не тетка», «Любовь—не картошка». Структура фразеосхемы может быть усложнена датель­ ным лица, к которому обращена речь, с целью усиления воз­ действия на него, напр.: Я вам не Гамсун (Ю. Герман, Я от­ вечаю за все), Ушки тебе не картонки. Они денег стоят СГ Катаев. Белеет парус одинокий). л * 161

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=