ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

Способ образования характеризуется тем же свойством*! фразеосхема —это минимальное предикативное построение, реализуемое обычно в нераспространенном виде, усложнен­ ное либо без увеличения своего объема (например, только тавтологичностыо имен: Дело есть дело. Село как село 4 и т. и.), либо введением лексических элементов, увеличиваю­ щих объем высказывания в самой незначительной мере, на­ пример, с помощью малогабаритных местоимений, наречий, предлогов, частиц, междометий (что за N, как бы Jnf, ну и N и т. п.), теряющих свою обычную функцию и приобретаю­ щих новую. Рассмотрим здесь семантические особенности фразеосхем на материале таких реализаций, которые включают части­ цу НЕ. 1. Высказывание, построенное по модели Nn1—не N2n может репрезентировать как частный случай реализации структурной схемы предложения Nn —Nn с непроцессным квалификативным сказуемым, так и реализацию фразеосхе- мы Nn1—не N2n(N'e№). В первом случае N2 сохраняет свое словарное квалификационное значение: «X не учитель» = «Неверно, что X учитель»; во втором случае, если отрица­ ние является конституирующей частью конструкции и если наложено такое ограничение, что X на самом деле входпг в общность N2, то N2 приобретает положительное оценочное значение, начиная обозначать некий квалификационный эта­ лон, который уже не сводится к приведенному выше («Не­ верно, что X учитель»), так как, напротив, задано, что X является учителем; при этом условии высказывание начина­ ет обозначать нечто иное, примерно следующее: «X, являясь учителем, не обладает нужными для учителя качествами, наличие которых позволило бы его считать настоящим учи­ телем»; иначе: «X не соответствует требованиям, предъяв­ ляемым к лицам, занимающим подобную должность», и |в максимально кратком варианте — «X плохой учитель». Само по себе НЕ вовсе не значит «плохой». Следовательно, смысл «плохой» надо признать принадлежащим конструкции в не- * Об этом подробнее ем. нашу статью «Типы предложений с тавтоло­ гией главных членов в русском языке». Исследования по современному русскому языку. М., Изд-во МГУ, |1970, стр. 241—256; см. также Л. В. Л и- с о ч е н к о. Связанные конструкции с лексическими повторами в русском языке. Автореферат канд. дисс., Ростов-на-Дону, 1972. Цифровой индекс при № обозначает его порядок, буквенный индекс — падеж, знак э — входит, 6 — включает. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=