ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
Р. Н. ПОПОВ (Орел) О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЯЗЫКЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМ (Образование слов на базе фразем) Фразоологические единицы, как известно, образуются в pe ls 'и,тате объединения в своем компонентном составе двух и hi нескольких словоформ и характеризуются слитностью выражаемого ими значения, стремлением к неделимости его на отдельные слагаемые. Объединение компонентных словоформ, являющихся до- ' ипишем л е к с и ч е с к о й с и с т е мы языка, в одно устойчи вое словосочетание, отличающееся от свободного словосоче- | 11111 и целостностью значения, приводит к образованию но вых единиц языка, которые становятся достоянием его фр а - Iо о л о г и ч е с к о й с и с т е мы . Качественное своеобразие этих единиц состоит не только в с л и я н и и о з н а ч а е м ы х словесных знаков при сохране нии ч л е н и м о й с т р у к т у р ы означающих, но еще и в гам, что в отличие от свободных сочетаний слов зависимость между их компонентами имеет совершенно другой характер. Специфичность зависимости между компонентами фразео логизмов проявляется в том, что она может осуществляться, во-первых, на р а з н ых у р о в н я х я з ык а , чем фразеологиз мы резко отличаются от свободных сочетаний слов, а во-вто рых, в том, что зависимость между компонентами может иметь «перекрестный», в з а и м н ы й вид как на одном и том же, так и на разных языковых уровнях. Если, например, в свободном словосочетании бить посуду стержневым словом является глагол бить, который управляет швисимым от него существительным и требует употребления его в винительном падеже, то совсем иной характер зависи мости обнаруживается во фразеологическом сращении бить баклуши — «бездельничать». Прежде всего н а п р а в л е н и е з а в и с и м о с т и здесь прямо противоположно тому, которое было показано выше, и осуществляется эта зависимость не на синтаксическом, а па л е к с и ч е с к о м уровне, а именно: лексема баклуши явля-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=