ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
Т. А. ТУЛИНА (Одесса) ОБРАЗОВАНИЕ И СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФРАЗЕОСХЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА Одним из крупных достижений лингвистики на современ ном этапе является создание перечней структурных схем, по которым строятся высказывания на ряде языков. Перечень, созданный Н. Ю. Шведовой, насчитывает 40 структурных схем и 10 фразеологизированных схем1. Ставя это в заслугу автору, некоторые из выступавших на обсуждении «Грамматики» (Д. Н. Шмелев, автор этих строк) отмечали и недостаточность отражения и принципи ального отграничения фразеологизированных построений1 2, нуждающихся в более полном описании. Наши наблюдения над соответствующим материалом позволяют выявить некоторые закономерности структурного и семантического порядка. Так, во всех высказываниях этого рода имеется одна общая особенность —повышенная емкость поверхностей структуры, которая несет в себе некий имплицит но содержащийся (не получающий прямого словесного обо значения) смысл. Отдельные фразеосхемы получили уже свою «расшифров ку»3. Несоразмерность объемов высказывания, построенного по той или иной фразеосхеме, и его толкования прямо ука зывает на экономный характер кодирования смысла с по мощью фразеосхем. Таким образом, причина образования фразеосхем и за крепления их в системе ресурсов языка кроется в их высо кой экономичности. 1 «Грамматика современного русского литературного языка». М., «Нау ка», 1970, стр. 558, 563, 572. 2 См. хроникальную заметку о симпозиуме, посвященном обсуждению теоретических вопросов русской грамматики, ВЯ, 1972, 3, стр. 164. 5 Н. Ю. Ш в е д о в а . Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., Изд-во АН СССР. 1960, стр. 271, 272 и след.; Н. А. Янко-Триницкая. Синтаксические фразеологизмы с лексическими повторами.— РЯШ, 2, 1967, стр. 89—92. 11—761 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=