ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

Т. А. ТУЛИНА (Одесса) ОБРАЗОВАНИЕ И СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФРАЗЕОСХЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА Одним из крупных достижений лингвистики на современ­ ном этапе является создание перечней структурных схем, по которым строятся высказывания на ряде языков. Перечень, созданный Н. Ю. Шведовой, насчитывает 40 структурных схем и 10 фразеологизированных схем1. Ставя это в заслугу автору, некоторые из выступавших на обсуждении «Грамматики» (Д. Н. Шмелев, автор этих строк) отмечали и недостаточность отражения и принципи­ ального отграничения фразеологизированных построений1 2, нуждающихся в более полном описании. Наши наблюдения над соответствующим материалом позволяют выявить некоторые закономерности структурного и семантического порядка. Так, во всех высказываниях этого рода имеется одна общая особенность —повышенная емкость поверхностей структуры, которая несет в себе некий имплицит­ но содержащийся (не получающий прямого словесного обо­ значения) смысл. Отдельные фразеосхемы получили уже свою «расшифров­ ку»3. Несоразмерность объемов высказывания, построенного по той или иной фразеосхеме, и его толкования прямо ука­ зывает на экономный характер кодирования смысла с по­ мощью фразеосхем. Таким образом, причина образования фразеосхем и за­ крепления их в системе ресурсов языка кроется в их высо­ кой экономичности. 1 «Грамматика современного русского литературного языка». М., «Нау­ ка», 1970, стр. 558, 563, 572. 2 См. хроникальную заметку о симпозиуме, посвященном обсуждению теоретических вопросов русской грамматики, ВЯ, 1972, 3, стр. 164. 5 Н. Ю. Ш в е д о в а . Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., Изд-во АН СССР. 1960, стр. 271, 272 и след.; Н. А. Янко-Триницкая. Синтаксические фразеологизмы с лексическими повторами.— РЯШ, 2, 1967, стр. 89—92. 11—761 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=