ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
,о есть онтологическая природа их едина (и перифразы, и фразеологические единицы —образные средства). Перифра зы и фразеологические единицы не участвуют в дифферен циации предметного мира, а только выражают определенное отношение к нему. Правда, в процессе употребления значительная часть фразеологических единиц, в основном тех, которые возникли для оценки того или иного предмета (обычно лица или си туации), начала сама выступать для наименования предмета определенного качества, и, естественно, такие фразеологизмы своеобразно толкуют этот предмет (здесь в название вклю чается и оценка). В результате фразеологическое единство в сравнительно небольшом количестве случаев можно толко вать через посредство слова: презренный металл — деньги; приказная строка — чиновник, бюрократ, крючкотвор; бере зовая каша — розги; дражайшая половина — жена, супруга; заплечный мастер — палач. Большая группа фразеологических единств, относящихся к лицам, определяется общим родовым понятием человек, но в каждой фразеологической единице имеется дополнитель ное значение: белая ворона —человек, резко выделяющийся среди окружающих его людей, заблудшая овца —человек, сбившийся с правильного пути, и т. д. Невозможно толкова ние словом фразеологизмов тришкин кафтан, синяя птица, демьянова уха, колумбово яйцо и мн. др. Фразеологические единицы подобного рода как бы заполняют пустые клетки в лексическом составе языка; не всегда новый оттенок мысли получает в языке новое словесное название, в силу чего фра зеологизм оказывается наиболее экономным средством для выражения нового значения (так, для обозначения человека, прикрывающего свои дурные намерения, действия маской добродетели, есть слово лицемер и фразеологизм волк в овечьей шкуре; для называния людей с соответствующими качествами есть слова мизантроп, донжуан и под., но нет фразеологических единиц; для называния человека, сбивше гося с правильного пути, нет отдельного слова, и фразеоло гизм заблудшая овца выступает в такой роли). 2. Обе единицы возникают на синтаксической основе, следствие этого — разделыюоформленность. 3. Если каждому автосемантичному слову в языке соот ветствует денотативный аналог, то слово в перифразе и фра зеологическом единстве представляет собой иное. Здесь про исходит интеграция компонентов в один новый знак при со- II I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=