ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

тон»), стрелами грудь пронзать («Ода на надежду»), удЭр сей душу мне пронзил («Ода на смерть Державина»), по частям сердце раздирать («Ода на смерть сына»), рвут на части страсти («Обуховка») (выс. ст.). Большая часть членов рассматриваемого ряда представ­ лена несколькими вариантами: 1) варьируется грамматиче­ ская форма опорного слова: пронзить — пронзай — вонзен­ ный-, 2) варьируется зависимый компонент: пронзать грудь, сердце, душу; 3) варьируется окружение: пронзила горесть, речь, удар, стрелы; 4) варьируется опорное слово: разди­ рать — рвать. Семантически члены ряда различаются по степени про­ должительности чувства: сочетания с опорным словом прон­ зать обозначает мгновенное, неожиданное чувство; сочетание по частям сердце разрывать —указывает на длительное чув­ ство страдания; а рвать на части —связано с комплексом эмоций одновременно. Поэтому возможность валентности ограничена. Воздать почести кому, чему-либо. Этим значением объ­ единяются модификации выражения курить фимиам. По сравнению с современным значением этого выражения, свя­ занного с положительной или иронической оценкой чьей-либо деятельности, поступков, в поэзии Капниста сочетание курить фимиам имеет более широкие возможности употребления: возжгу горстку фимиама, бесценных мастиков чашу воз- жжешь («Ода. Ломоносов»), зловерию курят зловонны фи- миамы («Видение плачущего над Москвою россиянина...»)- Если первые два сочетания имеют значение «воздать хвале­ ние кому-либо», то выражение зловерию курят зловонны фи- миамы лишено положительной оценки, антонимично двум первым. Торжественность сочетания в соединении с окруже­ нием (зловерие, зловонны) привносит отрицательный, остро сатирический смысл. Следует еще раз отметить, что контек­ стуальное окружение и создание новых вариантов сочетаний на базе имеющихся играет в поэзии Капниста весьма за­ метную роль. Так, говоря о своем поэтическом творчестве, он включает компонент «горстку» с уменьшительным значением, весьма скромно оценивая таким образом свой вклад в русскую литературу. Творчество Ломоносова он считает этапным, по­ этому речь идет уже не о «горстке», а о «чаше», не просто о фимиаме, но о «бесценных мастиках». Таким образом, благодаря окружению расширяется значение фразеологизма- 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=