ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

В «Оде на истребление в России звания раба Екатери­ ною II, в 15 февраля 1786 года» поэт приветствует отмену знания раба, и этот акт императрицы он считает началом новой, счастливой жизни: «Красуйся, счастлива Россия! Восторгом радостным пылай; Встречая времена златые, Главу цветами увенчай...» стр 179. Это событие, по мнению поэта, не оставляет равнодуш­ ным ни одно поколение: «И старость, игом лет согбенна, Пред гробом зрится восхищение, С свободой встретя век златой». стр 180. «Да узрят веки отдаленны, Колико времена блаженны Текут в подвластных ей странах». стр. 181. Различные модификации словосочетания в пределах это­ го произведения диктовались, скорее всего, стремлением к стилистическому разнообразию, нежели различными смысло­ выми акцентами. Синонимы указанного ряда являются тож­ дественными. В других контекстах рассматриваемые сочетания лишены социальной значимости. Например, в «Оде на смерть сына» сочетание «златое время» употреблено в значении «прошлое, ушедшие годы»: «Блаженство твердое, прямое, В младенчестве земли, златое С собою время унесло». стр. 186. С таким же значением отмечено и сочетание златые дни: «Воспой богов сей дар бесценный, Дороже коего они Не могут ниспослать вселенной, Хоть возвратят златые дни». Ода. Ломоносов, стр. 280. 10— ' 761 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=