ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

и личные переживания поэта, определяют круг понятий, вы­ раженных перифрастическими и метафорическими сочетания­ ми 15, которые объединяются в синонимические ряды в со­ ответствии с их общим значением 1б. Метафорические сочетания, связанные с семантическим полем времени. Самая многочисленная группа сочетаний связана с представлением о времени как о прекрасной жизни преиму­ щественно в общественно-политическом плане: золотой (зла­ той, злотый) век, златое время, златые (блаженны) време­ на, златые дни (выс. ст.) 17. Как видно из примеров, сино­ нимический ряд состоит из трех сочетаний (златой век, зла­ тое время, златые дни), представленных различными вари­ антами: 1) фонетическое варьирование полногласия —непол-! ногласия компонента (златой — золотой); 2) грамматическое варьирование: а) старославянской и русской флексии ( зла- тый — -златой), б) формы числа компонента (время — вре­ мена); 3) лексическое варьирование зависимого компонента (златые, блаженны времена). Близкие семантически, метафорические сочетания в поэ-| зии Капниста в конкретных ситуациях имеют широкую гам-1 му оттенков. Большая часть их связана с общественно-политическими^ мотивами, с мечтой об уничтожении крепостничества: «Дашь зреть нам то златое время, Когда спасительной рукой Вериг постыдно сложишь бремя С отчизны моея драгой». «Ода на рабство», стр. 176J 15 Рамки статьи заставляют сознательно ограничить количество рас­ сматриваемых явлений. 16 Имеется в виду «понятийное» значение. Не поднимается вопрос о доминанте синонимического ряда, поскольку он является спорным и требу­ ет специального рассмотрения, что невозможно в рамках натоящей статьи и применительно к нашей задаче. 17 Все примеры приводятся по изданию сочинений В. Капниста. ГИХЛ, М., 1959. В дальнейшем указывается лишь страница настоящего издания. В скобках указывается принадлежность к высокому (выс. ст.) или средне­ му (среди, ст.) стилю. Разграничение по стилям проводится по жанрово­ му принципу, поскольку творчество В. В. Капниста связано с эпохой сме­ шения стилен. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=