ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
Н. А. ЛЕЛЕКИНА (Рязань) СИНОНИМИКА И ВАРЬИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФРАЗООБРАЗОВАНИЯ (На материале поэзии В. В. Капниста) В круг проблем фразеологии входит и установление за кономерностей возникновения устойчивых словосочетаний и отношений между ними. Как отмечал Б. А. Ларин, «путь мысли от частного к общему, от конкретно-единичного к ти пично-обобщенному отражается в языке созданием метафо рических, образно-иносказательных выражений, а дальше — отвлеченно-точных формул и условно-символических обозна чений. Иными словами, создание фразеологических словосо четаний неотъемлемо присуще историческому развитию, обо гащению и совершенствованию языка»'. Причем, в языке всегда существуют «переходные типы от простых выражений с прямым и конкретным значением к фразеологическим сте реотипам» 1 2. Именно поэтому одна из задач фразеологиии как лингви стической дисциплины заключается в том, «чтобы обнару жить законы образования фразеологических единиц разных типов, внутренние связи слов и их значений в таких, напри мер, фразеологизмах, как составные термины, перифразы, тавтологические выражения, устойчивые словосочетания с пе реносным значением, сравнительные обороты, междометные и модальные традиционные выражения, клише, фразеологи ческие кальки, крылатые афоризмы и литературные цитаты, пословицы и поговорки»3. В свете этих задач большой интерес представляет изуче ние перифраз и устойчивых сочетаний4 с переносным значе нием и, в частности, изучение синонимических и вариантных отношений между ними. В настоящей работе дается описа- 1 Б. А. Л а р и и. Очерки по фразеологии. Уч. зап. ЛГУ, серия филоло гии. наук, вып. 24, Изд. ЛГУ, 1956, стр. 221. 2 Т а м ж е, стр. 224. 3 В. Л. А р х а н г е л ь с к и й . Устойчивые фразы в современном рус ском языке. Изд. Ростовского университета, 1964, стр. 65. 4 В дальнейшем такие сочетания мы называем метафорическими. 9— 761 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=