ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

вариантным значением «сердиться, обижаться». В предыду. щей группе у фразем браться за живое, закусывать губу обломать зубы отмечалось и значение «сердиться». Ср., на­ пример, фразему рвать на себе волосы со значениями «стра- дать, мучиться» и «сердиться». В группу с инвариантным значением «сердиться, обижать­ ся» отнесены фраземы: лезть на стену, объелся белены, ме. тать громы и молнии, лезть в бутылку, закусить удила, ста­ новиться на дыбы, как с цепи сорвался, рвать землю и др^ которые, соприкасаясь с фраземами предыдущей группы, мо­ гут стать многозначными. Седьмую группу составляют фраземы со значением «про­ водить время в бездействии, лениться», например: жевать жвачку, жевать мочалку: 1. Нудно, надоедливо повторять одно и то же (Значение отмечено в словаре). 2*. Бездейст­ вовать, лениться. Ср. с многозначной фраземой болтать язы­ ком: 1. Излишне много разговаривать; говорить вздор, че­ пуху. 2. Говорить, зря, попусту («Фразеологический сло­ варь...») или с многозначной фраземой переливать из пусто­ го в порожнее: 1. Заниматься бесполезным делом; бесцельно тратить время. 2. Проводить время в разговорах, в пустой болтовне (ФСРЯ). В данную группу входят потенциально многозначные гла­ гольные фраземы: валить через пень колоду, и бровью, ухом не ведет, лежать на боку, ловить мух, решетом воду носить, плести лапти, разводить бодягу, разводить муру, р а я водить разводы, разводить тары-бары растабары, считать звезды, считать мух, толочь воду в ступе, тянуть волынку,' палец о палец не ударить, пальцем не шевельнет. И в данной группе значения приведенных фразем пол-] ностыо не совпадают. Здесь к инвариантному значению «проводить время в бездействии, лениться» могут «добав-1 ляться» частные значения: «делать что-либо неумело», «не обращать внимания», ротозейничать», «заниматься пустяка-] ми, ерундой» и др. Восьмая группа фразем выделяется с инвариантным зна­ чением «быть близким к смерти, к разорению, прекращению деятельности, функционирования». Новые значения у фразем этой группы могут появиться по аналогии с многозначными фраземами: отдать концы: 1. Умирать. 2. Удирать, убегать. (ФСРЯ); сдавать в архив: 1. Отстранять, признавая, считая негодным к какой-либо деятельности. 2. Предать забвению как нечто устарелое, негодное (ФСРЯ); еле дышать:' 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=