ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976
ответу», например: Пришлось бы следователю меня брать за шиворот , а это грозит столкновениями с райкомом, с об ластью (В. Тендряков. Суд.); Отчего не взять на цугундер и самих редакторов, печатающих такие рассказы? (А. П. Че хов. Письмо М. В. Киселевой); Когда положение крутое, ц самому гайки подкручивать приходится (К. Симонов, Живые и мертвые); [Иронически и переносно] Волка ягненком не умилостивишь, его надо за горло брать... (Г. Марков. Стро говы); Бабка клялась, что если, мол, дурень старый, то есть Андрей Иванович, вздумает по-прежнему самоуправничать и терзать Надю, она скрутит его в бараний рог; Она... обещала Наде скрутить дурня старого в бараний рог, если он взду мает самоуправствовать... (Н. Сухов, Казачка); Тогда ей вправят мозги насчет «распоясавшегося Аверьянова»...?' (Ю. Герман. Дорогой мой человек); Арьев мне вправил моз ги (Ю. Герман. Я отвечаю за все); Даешь план — ты первый человек. Не даешь —они у тебя душу вынут! (А. Чаковский. Дороги, которые мы выбираем). В указанном словаре данная фразема имеет значение «изводить, терзать кого-либо; надо едать, досаждать чем-либо неприятным нудным и т. п.»); А ну-ка он поймается, тот посредник между городом и дерев ней, кого возьмут за шкирку? (Г. Радов. Гречка в сферах); Они смертельно боятся своих простых людей, потому что зна ют, чья карающая рука возьмет их за глотку, когда наступит час расплаты за все их неисчислимые дьявольские злодея ния (М. А. Шолохов); Все равно я этих гадов возьму под ноготь (В. Закруткин. Сотворение мира); Правильно берешь под ноготь все, что следует (В. Панова. Сентиментальный роман). Во вторую группу выделяются потенциально многознач-: ные глагольные фраземы, входящие в одну сферу представ ления с многозначными фраземами, имеющими инвариантное' значение «побить, разбить, наказать». Потенциально много-] значные глагольные фраземы предположительно могут при нять вид, например, многозначной фраземы намять бока. Вот ее значения: 1. Побить, избить, отколотить кого-либо. 2. Нанести поражение, разбить. О противнике. 3. Задать взбучку, дать нагоняй. У фразем намять холку, намять шею по два значения, аналогичных 1 и 3-му значениям фраземы намять бока. Вот такие группы многозначных глагольных фразем влияют на однозначные, которые входят в одну сферу представления и у которых образуются новые значения, ана логичные приведенным выше. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=