ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. 1976

В. М. ГЛУХОВ (Волгоград) ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФРАЗЕМ путем аналогии Вопрос о путях образования фразеологической полисемии остается, к сожалению, открытым. Как выяснилось, в сфере фразеологии также возможны самые разнообразные пути появления полисемии. Проф. В. П. Жуков отмечает, что отдельные значения фразеологизма возникают на базе одного и того же перемен­ ного словосочетания По мнению М. Ф. Палевской, новое значение у фраземы может образоваться вследствие связи ее со словом-идентифи­ катором, а также возможностью фразеологической единицы создавать новое образное значение1 2, т. е. вследствие внутри- фразеологической метафоризации. Изученный материал пока­ зывает, что из пятисот многозначных глагольных фразем око­ ло половины являются многозначными вследствие внутри- фразеологической метафоризации. Глагольная фразеологическая полисемия может образо­ вываться также путем аналогии. Это явление в сфере фра­ зеологии не было описано. Данная работа посвящена про­ цессам аналогии. Фраземы, у которых новые значения могут появиться путем аналогии, названы нами условно потенци­ ально многозначными 3. \ Выяснилось, что перенос наименования и значения из одной фраземы в другую возможен, если фраземы объедине­ ны так называемой одинаковой «сферой представления» (по 1 Б. Л. Ж у к о в О сопоставлении многозначности фрезеологической единицы с многозначностью слова. В цб.: «Проблемы устойчивости и ва­ риантности фразеологических единиц». '{Гула, 11968, стр. 197. 2 М. Ф. 11 а л е в с к а я. Многозначность глагольных фразеологичес­ ких единиц, РЯШ, 197.1, № 3, стр. 61. \ 3 В. лингвистической литературе указанное явление не получило одно­ значного решения. См. известные работы Л. Чф Смирницкого, Н. Н. Амосо­ вой, Э. Ханпиры, Н. И. Фельдмана. 8 * 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=