ПРОБЛЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1980.

морфологической формой, обладающие высокой степенью граммати­ ческой устойчивости. Ср. в этом плане примеры ФЕ, включаемых в "Синтаксисе руоского языка" в разряд наречий: сломя голову, по- веоя нос, спустя рукава, шутка оказать, полон двор, полон рот, полна голова, додано быть, может быть, никоим образом, какими судьбами^. Изменяемые не ФЕ, построенные по нормам современного русского языка, считаются грамматически разложимыми. И.И.Мещанинов, исходя из взаимоотношения слова и предложе­ ния, различал внутри предложения как грамматического единства два вида словосочетаний: синтаксические и лексические. Синтакси­ ческие словосочетания, представляя одно смысловое целое, опаян­ ное синтаксическими отношениями, состоят из господствующего сло­ ва и зависящих от него слов и разбиваются внутри себя (при внут­ реннем членении предложения) на составные части*®. Ср.: огромная площадь мутной воды,поднялиоь с берега. В лексических словосо­ четаниях "нет синтаксического построения, или, вернее, таковое получило лекоическое содержание"11. Они обладают единым лекси­ ческим значением, передают одно понятие и, следовательно, высту­ пают в предложении как одно целое. Таковы, например, именные сочетания белое вино, ванная ком­ ната. дикая коза, в которых отношения определения к определяемо­ му по существу утратились. И.И.Мещанинов отмечает ряд факторов, обусловливающих переход синтаксических словосочетаний именного типа в лексичеокие и способствующих развитию у них таких ка­ честв, как известность в языке, устойчивость, воспроизводимость, семантическая целостность и синтаксическая неразложимость. Это неразрывная связь определения о определяемым словом по своей ое- мантике и по форме, а также характер лексического значения при­ лагательного-определения. Роль последнего фактора в образовании лекоического оловооочетания очень'существенна: чем больше в определении содержания постоянных признаков, тем геонее опреде­ ление обливается о определяемым оловом, тем устойчивее словосо­ четание в предложении, и тем ближе оно к лексической единице*2. Подобные раздельнооформленные лексические единицы наблю­ даются в кругу глагольных словосочетаний: бить тревогу, оказы­ вать помощь, читать лекцию, тихо говорить, много говорить. Свя­ зи между словами в данных сочетаниях являются не столько син­ таксическим приемом, сколько средством передачи единого лекои- чеокого содержания . Тем самым И.И.Мещанинов проводит мысль о тесной связи меж- 92 г

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=