ПРОБЛЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1980.
морфологической формой, обладающие высокой степенью граммати ческой устойчивости. Ср. в этом плане примеры ФЕ, включаемых в "Синтаксисе руоского языка" в разряд наречий: сломя голову, по- веоя нос, спустя рукава, шутка оказать, полон двор, полон рот, полна голова, додано быть, может быть, никоим образом, какими судьбами^. Изменяемые не ФЕ, построенные по нормам современного русского языка, считаются грамматически разложимыми. И.И.Мещанинов, исходя из взаимоотношения слова и предложе ния, различал внутри предложения как грамматического единства два вида словосочетаний: синтаксические и лексические. Синтакси ческие словосочетания, представляя одно смысловое целое, опаян ное синтаксическими отношениями, состоят из господствующего сло ва и зависящих от него слов и разбиваются внутри себя (при внут реннем членении предложения) на составные части*®. Ср.: огромная площадь мутной воды,поднялиоь с берега. В лексических словосо четаниях "нет синтаксического построения, или, вернее, таковое получило лекоическое содержание"11. Они обладают единым лекси ческим значением, передают одно понятие и, следовательно, высту пают в предложении как одно целое. Таковы, например, именные сочетания белое вино, ванная ком ната. дикая коза, в которых отношения определения к определяемо му по существу утратились. И.И.Мещанинов отмечает ряд факторов, обусловливающих переход синтаксических словосочетаний именного типа в лексичеокие и способствующих развитию у них таких ка честв, как известность в языке, устойчивость, воспроизводимость, семантическая целостность и синтаксическая неразложимость. Это неразрывная связь определения о определяемым словом по своей ое- мантике и по форме, а также характер лексического значения при лагательного-определения. Роль последнего фактора в образовании лекоического оловооочетания очень'существенна: чем больше в определении содержания постоянных признаков, тем геонее опреде ление обливается о определяемым оловом, тем устойчивее словосо четание в предложении, и тем ближе оно к лексической единице*2. Подобные раздельнооформленные лексические единицы наблю даются в кругу глагольных словосочетаний: бить тревогу, оказы вать помощь, читать лекцию, тихо говорить, много говорить. Свя зи между словами в данных сочетаниях являются не столько син таксическим приемом, сколько средством передачи единого лекои- чеокого содержания . Тем самым И.И.Мещанинов проводит мысль о тесной связи меж- 92 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=