ПРОБЛЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1980.

оему, свойственную также семантической структуре глагола-детер­ минанта11. Так, глаголы "обуять" и "обуревать" употребляются по отношению к чувотвам-состояниям, проявляющимся о силой и це­ ликом овладевающим субъектом. В языке утвердились сочетания "обуяет ужас", "обуяет тоска", "обуяет гнев", "обуревают страс­ ти", "обуревают тревожные чувства", "обуяет ярость" и под. Кор­ релирующим СП, обеспечивающим взаимное "притяжение" компонентов названных сочетаний, является СП интенсивности , который овой- отвен как ГК "обуять", "обуревать", так и существительным, детерминированным ими^2. Ограничения в сочетаемости распростра­ няются на существительные, в семантической структуре которых нет связующей семы интенсивности . Ненормативны сочетания "обуяет грусть", "обуяет радость", "обуяет уныние", "обуревает беспокойство". Хотя валентностные возможности глаголов "обуять" и "обу­ ревать" оходны, нельзя не обратить внимания на существенные различия. Так, оочетаемость с одними и теми же именными компо­ нентами в следующих олучаях невозможна: "обуяет гордость (гор­ дыня)", но* "обуревает гордость (гордыня)"; "обуяет лень", но? "обуревает лень", "обуревают оомнения", но* "обуяют сомнения"; "обуревают мрачные мыоли", но* "обуяют мрачные мысли". Несовпа­ дение обязательного окружения является следствием ощущения носи­ телями языка разницы в экспреооивно-смыоловом объеме олов, изна­ чально приоущей им мотивированности. Хотя образная оонова глаго­ лов погашена, мотивировочный признак как потенциальный оказы­ вается на их валентности. След былой образности глагола "обуре­ вать" (потенциальная сема "проявляться бурно") блокирует возмож­ ность сочетания его оо словвми типа "лень", "гордооть". С другой атороны, представление о действии, связанном о потерей само­ контроля, препятствует глаголу "обуять" сочетаться о тэкими обозначениями состояний, как "сомнения", "тревожные мысли". Детерминированный ряд при глаголе "брать" включает сущест­ вительные неокольких оемантичеоких подгрупп: I) слова со значе­ нием активно-отрицательных эмоциональных состояний:зло, злооть, злоба, дооада, зависть, завидки: 2) слова, обозначающие пассив­ но-отрицательные состояния: тоска, отчаяние, страх, ужао. ро- бооть. дрожь, оторопь : 3) слова оо значением интеллектуальных состояний: раздумье, любопытотво. оомнение. Более широкие со- четаемостные возможности данного глагола по сравнению с сино- ниничными словами "обуять" и "обуревать", по-видимому, объяс­ няются тем, что его значение имеет более общий характер. - 65 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=