ПРОБЛЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1980.
нализируетоя экспрессия и семантика фразеологизма "стереть в порошок", используется образ его, включенный в развернутую мета фору. Нередко в развернутом тропе используется образность не скольких фразеологизмов. "Я гол, молодой человек, и теперь уже не дал бы вам пары штанов" ("Скутаревский"). Ср.: гол кэк сокол и голый король из андерсеновской сказки. Переносный характер значения сближает контекст со вторым фразео- гизмом, но последующая конкретизация связывает его о первым, который метафорически переосмысливается. В ранний период Л.Леонов редко использует книжную фразеоло гию, при этом устойчивый оборот, как правило, становится лишь строительным материалом при создании тропа ("Мышь раотет, и гора раотет, но не оравняетоя мышь о горой" - "Бароуки"; ср. гора ро дила мышь). В последующем творчестве книжная фразеология используетоя часто и целенаправленно. Например, по-разному трансформируется оборот гомерический омех: гомерическое раосуждение ("Соть"), гомерическая кара ("Саранча"), гомерическая прогрессия ("Скута ревский"), гомеричеокое нашеотвие вшей ("Дорога на окевн"). Или твкие-преобразования книжных фразеологизмов в романе "Скутарев- окий": пища богов и кроликов (о р .пища богов) , ловец человеков ( ловец душ) и т .п . Тенденция к логарифмированию порождает различные образова ния, аналогичные по структуре общеязыковым устойчивым оборотам: бакалавр неопределенных наук, лунные происшествия (о любви), ообашник времени (чаоы) - "Скутаревский". С этим связано и об разование слов на базе фразеологизмов: вколенивает ( выделывает коленца) . отолбнячно (хватил отолбняк) и т .п . "Логарифмирование" вызывало появление индивидуальных, ок- ■ казиональных афористических речений, которые отроятся по модели общенародных. В период "орнаментализма" такие новообразования также встречались, но они представляли собой элемент стилизации просторечия и не были овязаны о авторскими размышлениями, с фи лософским подтекстом: А грех о грехом в дружбе живут ("Бродяга"^ Как подтинку - ни оей. рубля не вырастет; Медаль на брюхо, дере вяшку к ноге; Держи собаку на цепи, а язык на оеми; Кому руд, а кому и прямо на оук ("Бароуки") и др. В более поздних произве дениях новообразованные речения приобретают обобщающий омыол, связанный о авторскими размышлениями, и строятся по аналогии о - 129 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=