ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1979

понятные к принятые только здесь, в данной семье. Эти выражения становятся фразеологическими единицами именно в камерном, ин­ тимном употреблении, употребляются в субъективированном, пере­ осмысленном виде, совоем иначе, чем они могут быть употреблены в общепринятом языковом и речевом контекстах. В большой семье Л.НЛ 'олстого на протяжении долгого време­ ни не могли не сложиться какие-то специфические и устойчивые выражения, повторяющиеся в определенных моментах, ситуациях и обусловленные многими сложными взаимоотношениями. Эта подлинно фамильная фразеология помогает лучше узнать семью Толстого с точки зрения ее быта, уклада, взглядов, интересов, является вы­ ражением интеллектуальной, духовной атмосферы семьи, центром которой была колоссальная фигура Толстого, в иных же случаях выражает интимные, частные понятия. Большинство этих семейных выражений связано с усадьбой Ясная Поляна и зафиксировано в громаднейшей мемуарно-эпистолярной литературе, связанной с жизнью и личностью Л.Н.Толстого. Цель настоящей работы - выявить основной состав устойчи­ вых выражений семьи Толстых, а также рассмотреть эти выражения в лингвистическом и историко-литературном аспектах. При этом анализ камерных фразеологизмов следует связывать с анализом язы­ ка и отиля дневников,писем самого Л.Н.Толстого прежде всего, а также о историей русской фразеологии второй половины YW века - начала XX века. Следует отметить, что некоторые особенности семейной фра­ зеологии Толстых отражены в трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность". Кроме того, художественно перевоплощенные элементы автобиографизма можно найти и в большинстве других произведений Толстого, в которых описывается жизнь дворянских семейств.Н.П. Пузин замечает по этому поводу: "Во многих творениях Толстого пробивается автобиографическая струя, с чем неизменно оплета­ лись семейные предания"3 . Например, в повести "Юность" фигури­ рует в качестве узкого и в какой-то мере одиозного употребления выражение comme i i f a u t (известное в литературном языке со вре­ мен Пушкина), которое обраотает оамыми различными оттенками смыслового содержания в контексте произведения. В изученных нами эпистолярных, и мемуарных материалах о жизни Толстого, его семей­ ного окружения это сочетание употребляется по различным поводам и является символом понятия светскости, выражением сословной дво­ рянской психологии молодого Толстого; у Толстого же позднего это - 76 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=