ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1979

Характерно, что образы отношения чувотв к человеку выра­ жаются в языке уже не субстантивно-глагольными ФС, а предика­ тивными, устойчивыми фразами’ , логико-грамматичеокая структура которых более способствует сохранению образности, метафорич­ ности: берет досада, недоумение ( отрах. то ска, злость, ужас, зависть; смех, раздумье, охота); обуялэ гордость, лень ( тоска- кручина) : одолела лень и др. Крайняя степень проявления астени­ ческих чувств отражена в ФС: душит досада ( злоба, гнев) : гложет .раскаяние, тоска: сосет тоска и т .п . Весьма показательна в русской образной системе образная основа проявления совести. Здесь наиболее типичными являются: I) образ острозубого, когтистого зверя: грызет совесть, угрызает оовеоть. угрызения совести: 2) образ "докучного собеседника": заговорила совесть, укоры совести, без зазрения совести ( " без укоров совести"6), голос совести и др. Ср. у А.С.Пушкина: " . . . что меня И совесть никогда не грызла, совесть. Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть. Незваный гость, докучный со­ беседник. Заимодавец грубый, эта ведьма. От коей меркнет месяц и могилы Смущаются и мертвых высылают? . . " ("Скупой рыцарь"). Древнейшие отпечатки антропоморфизма хранят на себе такие ФС,как лоно забвения, чревато последствиями, голос рассудка, а также возникшие под влиянием французского языка: живой интерес. опадение, сочувствие, участие: тронула память, изменила память. улыбаетоя мысль и др. Говоря о группах слов, относящихся к внутреннему миру че­ ловека, В.В.Виноградов отмечал, что "все эти оемантические группы жили напряженной литературной жизнью в конце ХУШ - начале XIX ве­ ка, потому что внутри их происходил процеос "нейтрализации" церковно-библейской мифологии и приспособления ее к -m en ta llte europeene , к идеологии буржуазно-дворянского европейского об­ щества (преимущественно французского)"7 . Не менее широко и многообразно представлена в исследуемом материале группа ФС, в основе которых лежат образы опредмечива­ ния психических явлений. Здесь прежде всего обнаруживается един­ ство таких образных антиномий, как уподобление чувства огню (теплу) - льду (холоду), свету - мраку, жидкости - твердым (или сыпучим) телам. Ср.: возгореть стыдом, сгореть от стыда, гореть желанием, раздувать чувотво. ненависть: пламя любви, вспышка гнева, раздражения: горячее желание, теплое чувство и т .п . ФС противоположной образной основы (их сравнительно не­ много): холодные шутки ( холодный взгляд) , лед бесчувствия - 34 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=