ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1979

Широко и многообразно представлены в исследуемом мате­ риале ФС, группирующиеся вокруг образов одушевленности кеоду шевленных объектов. Среди таких объектов первое место принадле­ жит элементам психической жизни человека. Характерно в этой связи замечание Н.Д.Арутюновой: "Говоря о психике, мы вообще склонны экстериоризировать ее составляющие - чувотва, страсти, желания, волю, ум, рассудок, душу, сердце, совесть, стыд, мечты, опыт, веру, воспоминания, надежду, пороки, добродетели, раская­ ние, страдание и д р ., представляя их не только как нечто отдель­ ное от нас, но как нечто, вступающее о нашим "я" в определенные, дружеские или враждебные, отношения, как нечто нам помогающее или вредящее, то как собеседника и советчика, то как врага и мучителя"^. ФС с именами, обозначающими явления психической жизни че­ ловека, представляют собою окаменевшие отпечатки (прямые или опосредствованные языковой аналогией) древнейших образно-мифо­ логических представлений о чувственно-мыслительной сфере чело­ веческой деятельности. Мыоли и чувства как одушевленные объекты, более или менее отдельные от самого ^человека, но, как правило, господствующие над ним, можно вызывать, как вызывают,например, шаманы духов, будить, тревожить, напускать на кого-л.и т .п . Например: напускать (на кого -л .) хандру: наводить (на ко го -л .) тооку. ужас, уныние ( печаль, скуку, страх, панику)* ; вызывать (у кого -л .) интерео ( гнев, досаду, злобу, неудовольствие. обиду, раздражение) ; будить мысль ( совеоть; вражду) ; возбуждать восторг, гордыню, жалость, желание и т.п . В системе образов одушевленности отношение человека к чувству выражается, главным образом, общеславянским глаголом питать: питать благодарность, доверие, желание, злобу, обожание. сочувствие. уважение, чувство и др. Поэтичеокое представление о зависимом положении человека по отношению к проявлениям духа нашло отражение в ФС предаватьоя грусти, меланхолии, надеждам, размышлениям и др. Вызванные, разбуженные и питаемые человеком чувства и мыоли ведут оебя по отношению к нему и по отношению друг к другу различно: астенические чувства (в большинстве случаев одушевля­ ются именно астенические чувства) - враждебно, стенические чув­ ства (для них более характерно опредмечивание, см.ниже) - нейтрально или благожелательно. * В скобках И.С.Тургенева. даютоя примеры, не отмеченные в письмах - 33 - 3-241

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=