ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1978

являющегося географическим названием. Обратный порядок слов в таких фраземах поддерживался постпозитивным положением этих при­ лагательных в церковноолавянском и древнерусском языке20. Это фраземы: плен египетский, казни египетокие. тьма египетская: столпотворение вавилонское, блудница вавилонская: труба иерихон- окая и подобные. В фраземах с компонентом "божий" закреплению обратного по­ рядка слов способствовало также его постпозиция по отношению к существительному, обусловленная близостью к притяжательным прилагательным, которые располагались в постпозиции21. В некоторых фраземах обратный порядок олов создает интен­ сивное фразеологическое значение, которое направлено на выраже­ ние предела 22 проявления признака, названного существительным, например: ад кромешный, геенна огненная, жертва вечерняя и по­ добные. В современном русском языке иооледуемые фраземы обладают фиксированным порядком олов, что обусловлено рядом причин. Во- первых, фикоированнооть порядка слов предполагают указанные вы­ ше генетические причины: этот порядок слов обусловлен традицией употребления подобных выражений, которая еложилаоь в русском изводе церковнославянского языка. Во-вторых, этот архаический порядок слов, идущий еще ив греческого языками оейчао поддержи­ вает в данных выражениях "единство понятия" . В-третьих,констант— ность порядка слов поддерживается знаковым характером указанных фразем. В-четвертых, стабильности порядка слов способствует внут­ ренняя организация фразем: детерминация на лексико-оемантичеоком уровне .или наличие в их составе лекоем, обладающих ограниченной сочетаемостью. Многие ив исследуемых фразем содержат различные архаизмы, которые "содействуют стабильности порядка расположе­ ния слов"2**. Строго фиксированным порядком олов обладают фраземы, в составе которых имеется имя существительное ообственное: "И теперь знаю, что оно (дело) безо воякого оумнения, ты ведь только Фома неверный, - оказал Стуколов" (П.И.Мельников- Печерский. В лесах). "По своей природе я принадлежу к людям, ко­ торых называют "Фома неверный" (И.Эренбург. Люди, годы, жизнь). "Экий ты Фома неверующий! - сказала она с раздражением" ( В.Бе­ ляев. Старая крепость, к н .Ш . Город у моря). "Но как же мне этому Фоме неверующему обтяснить, что вы - наша любимица" (Ю.Семенов. Бриллианты для диктатуры пролетариата, Отец). - 93 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=