ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1978
казни египетские (с тр .196 ), труба иерихонская (отр.254); манна небеонэя (стр.344) и некоторые другие. В результате процесса "генерализации"^ эти крылатые выра жения расширили свою семантическую оферу и стали употребляться как обобщающие характеристики сходных классов предметов или яв лений действительности. Такое употребление обеспечивало различ ную степень фразеологизации этих выражений, вводило их в фра зеологическую оиотему языка. Обладая определенными свойствами крылатых выражений, данные обороты безусловно являютоя фразеоло гическими единицами современного русокого языка^. Многие из таких фразеологических единиц подверглись "вто ричной фразеологизации"8 : на базе словесных комплексов, ранее выражавших церковно-христианскую символику, возникли новые зна чения, которые не связаны с религиозным мировоззрением8. По направлению развертывания линейной структуры данные фра- земы делятоя на две группы. Расположение компонентов одной группы не противоречит со временным нормам порядка слов: эти фраземы закрепили в овоей ли нейной структуре прямой порядок олов, например: бесплодная смо ковница (Матф.,21 ,19 ), блудный сын (Лука, 15, 11-32), воемирный потоп (Бытие, 6 и 7 ), заблудшая овца (Матф., 18, 12), запретный плод (Бытие, 2, 16-17), златой телец (Исход, 32). Фиговый листок (Бытие, 3 ,7 ) ; аредовы веки (Бытие, 5, 20), валаамова ослица (Матф., 45, 4 0 ), иудин поцелуй (Матф., 26, 48-49), каинова пе чать (Бытие,4 ) , мафуоаилов век (Бытие, 5, 27), ноев ковчег (Бы тие, 6 , 7 ) , ооломоново решение (3 книга Ц ари в ), фараоновы ко ровы (Бытие, 6 и 7) и некоторые другие. Порядок следования компонентов другой группы фразем проти воречит современной норме расположения олов в атрибутивной груп пе: денные фраземы закрепили в линейной структуре обратный поря док олов, например: Фома неверный (неверующий), (Иоанн, 20, 24- 29 ), Иов многоотрадальный (книга об Иове), Иооиф прекрасный (це ломудренный); плен египетский (Иаход,1), казни египетокие (Иоход, 7 -12 ), тьма египетская (Иоход. 10, 22), отолпотворение вавилон- окое (Бытие, I I , 1 -9 ). бпудница вавилонская (Апокалипсис,1 7 ,5 ), труба иерихонская (книга Ииоуоа Навина, 6 ) ; ад кромешный (книга пророка О ои и .Р .1 4 ). геенна огненная (Матф.,23 ,33 ), манна небес- ная (Иоход, 16, 14-16); глас божий, знамение божие, мир божий. овет божий, перст божий, помазанник божий, творение божие и не которые другие. В статье делается попытка объяснить линейную структуру - 91 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=