ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1978

он стоит накануне свободной сочетаемости с любыми глаголами. Например: до смерти монет употребляться в выражениях захотеть до смерти, тооковать до смерти, уотавать до смерти. На ходу мо­ жет сочетаться с глаголами спать, схватывать, понимать. Когда предложно-падежная форма начинает сочетаться с не­ ограниченным числом глаголов из разных ЛСГ, у нее возникает пол­ ная самостоятельность-фразеологического значения. Например: о ходу (что угодно делать), с пылом, в норне, на стороне, о лихвой. "Там не него налетел крановщик из электропечного Степан Полещук и с ходу охватил за грудки". ("Над нами полярное сия - ние", отр .б ). "Попов хотел оказать еще что-то, но увидел меня и встал о бревна. А я о ходу навел порядок". (Вл.Успенский,отр.119). "Вот я и наваливаюсь о ходу, как на брата родного. И горю синим огнем!" (Элигий Ставокий, стр .70 ). Выражение о ходу употребляет- оя в этих примерах с различными ЛСГ глаголов: о ходу схватить. о ходу нэвеоти порядок, с ходу навалиться. Распределение лекоико-грамматических фразеооочетаний по разным произведениям современной художественной литературы очень неравномерно. Нами были просмотрены художественные произведения из периодических изданий 1972 и 1973 годов. Одни авторы (П.Проску­ рин, И.Штемплер, Л.Фролов, С.Снегов, А.Драбкина) относительно чаото прибегают к лексико-грамматическим фразеооочетаниям. Как правило, эти фразеологизмы встречаются в обыденной, бытовой речи, производственных спорах и разговорах "на повышен­ ных тонах". Например: " . . . да и то оказать: работящи были, и другого в уомерть загонит, и оам, коль надо, на обыгонке по­ дохнет". (П.Проскурин, стр.ЗО ). Всего в романе 36 лексико-грам­ матических фразеооочетаний. В раооказах и повестях Л.Фролова подобные выражения встре­ чаются чаще, чем у других авторов. Так, в его повеоти "Благодар­ ность" встретилось 8 примеров, в рассказе "Сватовство" - 3, в по­ вести "Грузчики" - 19. "Дронов наморщился. - Я вижу, сказал он, вы уже под градусом" . (Л.Фролов, стр .24 ). "Семена убаюкивала эта езда, и он подумывал, не прибавить ли газу и обогнать Витьку и Андрея Николаевича и помчать о ветерком, чтоб отряхнуть с себя сонливость". (Л.Фролова, стр . 21 ) . В повести Аллы Драбкиной " . . . И чуть впереди" действующие лица - дети из пионерского лагеря. Речь их содержит много лекси­ ко-грамматических фразеооочетаний. "А как помочь братьям Гущиным, Севе Морошкину? . . . Ведь вое как будто в ажуре:к этим мать при­ катила, к этому - отец". (А.Драбкина, стр .69 ). В авторской речи - 83 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=