ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1978

"Ты делаешь уопехи, поэт. Я даже начинаю думать, не украл ли ты где-нибудь на стороне эти вирши". (Л.Фролов, стр.26). Здесь в выражении "на стороне" степень коннотации грамматическо­ го и лекоичеокого значения еще меньше, пространственное значение предложно-падежной формы оохраняетоя, в лексическом значении су­ ществительного "сторона" происходит небольшое расширение значе­ ния. Такой механизм образования значения позволяет нам считать рассматриваемые формы лексико-грамматичеакими фразеологизмами. Вызывает трудности отграничение самостоятельных ЛГФ от их аналогов, входящих в оостав глагольно-именного фразеосочетания. Например, выражение о толку употребляется в ооставе глагольно­ именного фрвзеосочетания обить с толку, на тормозах употребляет­ ся только в выражении спустить на тормозах. Еоли встречается вы­ ражение в охапку, то оно оказывается частью фразеологизма схва­ тить в охапку, о прохладцей входит в оостав выражения работать с прохладцей, о ветерком можно только прокатиться, через силу смеются или улыбаются. Но еоть и такие выражения, которые сочетаются о неограни­ ченным числом ЛСГ-глаголов, например, о оглядкой, с налету, по горло, о пылу. Это уже полностью самостоятельные лексико-грамма­ тические фразеологизмы. Структурная схема предложно-падежной формы по-разному функ­ ционирует в речи. В зависимости от лексической наполняемооти рассматриваемые формы приобретают ту или иную степень фразеологи- зации. А в зависимости от сочетаемости с разными глаголами можно их выделить в разряд самостоятельных фразеологизмов (ЛГФ) или рассматривать как часть глагольно-именного фразеосочетания. Еоли рассматриваемая предложно-падежная форма может сочетаться только с одним глаголом, то еще нет собственно предложно-падежного фра­ зеологизма. Например, под расход можно только подвеоти, о панта­ лыку только обить, в грош ставить, на руках носить. Если выражение, представляющее собой предложно-падежную форму, употребляетоя в сочетании с несколькими глаголами одной ЛСГ, то это уже означает начало становления фразеологизма. Напри­ мер: за глаза (сказать, говорить, хвалить, ругать); в тон (гово­ рить, попадать); в охапку (схватить, сгрести); на глазах (быть, находиться); с ветерком (мчаться, ехать), в девках (остаться, засидеться). Продолжая функционировать в речи, предложно-падежные формы начинают сочетаться о несколькими ЛСГ глаголов. На этой ступени развития фразеологизм приобретает уже большую самостоятельность, - 82 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=