ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1978

Гайдар умело использует прием включения в один контекст разностилевых фразеологизмов. Обычно писатель сталкивает книжные фразеологизмы со стилиотически сниженными - разговорно-простореч­ ными. Делается это с целью создания комического или иронического эффекта. Контексты, соединяющие фразеологизмы различной экопрессив- но-отилиотической окрашенности нередко приобретают у Гайдара ха­ рактерологическую значимость, служат ярким средством создания речевых характеристик героев, выявляет их ооциально-психологи- _ чеокий облик. Показателен в этом отношении "речевой портрет" двуликого "дядюшки" из повеоти "Судьба барабанщика". Интересна образная, эмоциональная речь рабочего-большевика Баскакова из повести "Школа". В целях юмора и оатиры Гайдар обращается к пародированию книжных штампов. Характерно, что у Гайдара этот выразительный прием иопользуетоя как одно из оредств изображения отношения ге­ роев к другим персонажам. С нескрываемой иронией и презрением говорит Борис Гориков о Федьке, сыне почтальона, который, отав прихвоотнем эоеров, "навострился . . . такие речи заворачивать - прямо второй Кругликов . . . Выставит ногу вперед, руку за пояс и начнет: "Граждане, мы призываем . . . обстановка обязывает . . . мы неоем ответственность за оудьбу революции . . . " И пошел, и пошел" ( I , 178). Нередко в целях уоиления экспреосии, динамики повествова­ ния писатель нарочито вводит фразеологизмы в ряды оинонимов как общеязыковых, так и контекстуальных. Приведем отдельные примеры: "Не может быть, чтобы человек вдруг, о р з з у . ни о того ни с оего вздумал, надел картуз и отправился на фронт" ( I , 100). "Так вот мы и говорим вам, - заканчивал Баскаков,- чтобы мир не после по­ беды. не после дождика в четверг, не после того, когда будут изу­ вечены еще тысячи рабочих и мужиков, а давайте нам мир сейчас, без всяких побед" ( I , 171). Иногда писатель,сосредоточивает несколько синонимичных фра­ зеологических оборотов в узком речевом контексте, что является ярким средством ооздания экспреооивной речевой характеристики ге­ роя. Этот прием Гайдар применяет уже в своих ранних рассказах, напечатанных в 1927 году в газете Московского военного округа "Красный воин". Так, Сережа Чумаков, смелый, находчивый красно­ армеец из расаказа "Бомба", убеждает товарищей в том, " . . . что ежели ты, например, отбился от своих, или патроны раострелял, или даже без винтовки остался - это еще не есть тебе причина - ИЗ - 1/4 8-139

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=