ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977

трава не расти передает полное равнодушие халтурщиков-литераторов к качеству своих произведений и пренебрежение к читателю, во вто­ ром - безразличие зоотехника к своему делу, пренебрежение своими обязанностями; в третьем - безразличие к тому, что происходит на работе вне пределов собственного рабочего дня; в четвертом - пол­ ное безразличие белоэмигрантов к общественной жизни. Данные форму­ лировки отражают контекстуальные осмысления ФЕ хоть трава не рас­ ти . каждое из которых мотивировано той или иной единичной ситуа­ цией. При этом в различных контекстах сохраняется понятийное ядро ФЕ, ее сигнификат. Конкретизация денотата, сужение объема понятия не изменяет его сущность, основное содержание. У обладающих прозрачной внутренней формой образных ФЕ внутрен­ няя форма оказывает определенное влияние на характер их денотатов. Наглядно-чувственные образы, на которых базируется внутренняя фор­ ма ФЕ, являются опосредованными представлениями явлений, называв емых ФЕ. Они наслаиваются на непосредственные представления назы­ ваемых объектов. Денотаты образных ФЕ - это сложные представления, возникающие в результате сопоставления двух разнородных явлений - обозначаемого ФЕ и лежащего в основе этимологического значения ФЕ. Таким образом, ФЕ с прозрачной внутренней формой создают одновре­ менно представление о двух разнородных явлениях, одно из которых репрезентирует другое-1-9 . Приведем пример употребления образных оборотов в контексте: " . . . в этом поисковом маршруте самопознания встречаются опасные подводные течения, которые незаметно для самого молодого героя (а подчас и автора вместе с ним) влекут его по ложному руслу и приби­ вают в конце концов к такому берегу, где человек чувствует удушаю­ щее одиночество" (Н. Машоввц. Преодоление литературности. Ж. "Наш современник", 1975, №4 ) . Образные фразеологизмы подводные течения, прибить к берегу и авторский образный оборот влечь по ложному руслу в данном контек­ сте создают представление об особенностях творческого процесса пи­ сателя, определяющих характер развития сюжета литературного произ­ ведения. Это представление является опосредованным, оно преломля­ ется через призму образов» связанных с водной стихией. Связь денотата ФЕ с внутренней формой становится наиболее яв­ ной в случаях актуализации внутренней формы. Актуализация внут­ ренней формы фразеологической единицы приводит к приспособлению различных элементов контекстуального окружения к структуре ее эти- 70 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=