ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977

предмет мысли, т . е . все, что может быть воспринято и названо. Необходимо строго дифференцировать денотаты и сигнификаты язы­ ковых знаков. С этой целью обратимся к работам, в которых прово­ дится разграничение между предметом мысли и понятием. Четкую диф­ ференциацию этих категорий находим в книге Л.О. Резникова "Поня­ тие и слово": " . . . и такие понятия-слова, как "мысль", "чувство", "желание" и т .п ., имеют свой предмет, ибо сознанию действительно, объективно присущи такие формы. Когда мы думаем о них, они высту­ пают как предметы нашей мысли, которые отнюдь не следует смеши­ вать с мыслью о них. Поэтому и слова, выражающие соответствующие мысли (понятия), обозначают и наименовывают их предметы (каковы О бы они ни были), а не мысли о них . Е.К. Войшвилло противопоставляет понятие как абстракцию, яв­ ляющуюся результатом логического процесса, предмету мысли как абстракции, возникшей непосредственно в практической деятельнос­ ти на основе чувственных данных и являющейся более или менее яс­ ным, нерасчлененным образом - представлением^. Следовательно, рассматривая денотат как предмет мысли, полу­ чивший наименование, необходимо отличать его от сигнификата как понятия о предмете мысли, выражаемого его наименованием. Исходя из приведенных определений предмета мысли, мы рассматриваем дено­ таты языковых знаков как общие представления, обычно более обоб­ щенные и абстрактные, чем наглядно-чувственные образы единичных материальных предметов. Иногда эти представления приближаются к наглядно-чувственным образам единичных предметов11 (что характер­ но Для денотатов тех языковых знаков, которые обозначают отдельно существующие чувственно воспринимаемые предметы), но чаще они представляют определенную ступень абстракции от образа конкретно­ го предмета или ситуации (таковы денотаты языковых знаков, обоз­ начающих объекты, недоступные непосредственному чувственному вос­ приятию - денотаты абстрактных имен существительных, глаголов, прилагательных, наречий и т . д . ) . Денотаты языковых знаков, явля­ ясь словесно обозначенными абстракциями, возникающими на чувствен­ ной ступени познания, представляют переходную форму от чувствен­ ной ступени познания к логической^. К знакам, способным обозначать предметы мысли и передавать со­ ответствующую информацию, относятся слова,словосочетания, предло­ жения и фразеологические единицы. Следовательно, все эти единицы - 66 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=