ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977
предмет мысли, т . е . все, что может быть воспринято и названо. Необходимо строго дифференцировать денотаты и сигнификаты язы ковых знаков. С этой целью обратимся к работам, в которых прово дится разграничение между предметом мысли и понятием. Четкую диф ференциацию этих категорий находим в книге Л.О. Резникова "Поня тие и слово": " . . . и такие понятия-слова, как "мысль", "чувство", "желание" и т .п ., имеют свой предмет, ибо сознанию действительно, объективно присущи такие формы. Когда мы думаем о них, они высту пают как предметы нашей мысли, которые отнюдь не следует смеши вать с мыслью о них. Поэтому и слова, выражающие соответствующие мысли (понятия), обозначают и наименовывают их предметы (каковы О бы они ни были), а не мысли о них . Е.К. Войшвилло противопоставляет понятие как абстракцию, яв ляющуюся результатом логического процесса, предмету мысли как абстракции, возникшей непосредственно в практической деятельнос ти на основе чувственных данных и являющейся более или менее яс ным, нерасчлененным образом - представлением^. Следовательно, рассматривая денотат как предмет мысли, полу чивший наименование, необходимо отличать его от сигнификата как понятия о предмете мысли, выражаемого его наименованием. Исходя из приведенных определений предмета мысли, мы рассматриваем дено таты языковых знаков как общие представления, обычно более обоб щенные и абстрактные, чем наглядно-чувственные образы единичных материальных предметов. Иногда эти представления приближаются к наглядно-чувственным образам единичных предметов11 (что характер но Для денотатов тех языковых знаков, которые обозначают отдельно существующие чувственно воспринимаемые предметы), но чаще они представляют определенную ступень абстракции от образа конкретно го предмета или ситуации (таковы денотаты языковых знаков, обоз начающих объекты, недоступные непосредственному чувственному вос приятию - денотаты абстрактных имен существительных, глаголов, прилагательных, наречий и т . д . ) . Денотаты языковых знаков, явля ясь словесно обозначенными абстракциями, возникающими на чувствен ной ступени познания, представляют переходную форму от чувствен ной ступени познания к логической^. К знакам, способным обозначать предметы мысли и передавать со ответствующую информацию, относятся слова,словосочетания, предло жения и фразеологические единицы. Следовательно, все эти единицы - 66 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=